Неповышение цен — уже подарок: эксперты раскрыли, будут ли новогодние скидки на автомобили
Какая сейчас ситуация на рынке
Спрос на новые автомобили в России упал в два раза — все из-за стремительного роста ставок по автокредитам. Особенно тяжело пришлось премиальным электрокарам и гибридам, где падение составило практически 90%. Как сообщает телеграм-канал Mash со ссылкой на сотрудников одного из московских автосалонов, в ноябре вместо ожидаемых 180 машин продали всего 18% от этой цифры. Другие автодилеры говорят, что у них продажи снизились на 50%.
Высокие ставки по кредитам сделали машины недоступными для большинства россиян. Так, несмотря на предупреждения о возможном подорожании в ближайшее время, многие покупатели не спешат приобретать транспорт из-за большой переплаты по кредиту. Это затрагивает и автомобили стоимостью до 5 миллионов рублей — самого популярного сегмента.
«Также из-за падения рынка, курса и ставок страдают и сами сотрудники автосалонов. Даже крупные салоны сокращают фиксированную заработную плату, что снижает мотивацию из-за отсутствия продаж. Заработная плата зависела от оклада, КАСКО и прочих дополнительных услуг. Работники в замешательстве, ходят на собеседования и ожидают улучшения ситуации», — сообщает Mash.
Дождутся ли россияне скидок на новые автомобили
В этом году автосалоны не будут баловать покупателей традиционными новогодними скидками. В нынешних условиях автодилеры не могут себе позволить большие дисконты. Об этом сообщили в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Экономическая нестабильность, плюс падение спроса на машины, сделали невозможными большие акции и скидки, к которым мы привыкли.
Сегодня покупатели могут рассчитывать лишь на небольшие бонусы, но в совсем скромных объемах. Главная «скидка» этого года, по словам Николая Иванова, директора департамента новых автомобилей компании «Рольф», это отсутствие повышения цен. Если дилеры сумеют сдержать рост, это уже будет огромным подарком. По словам эксперта, некоторые импортеры предупредили об увеличении стоимости автомобилей: в некоторых случаях рост составляет 150 тысяч рублей.
Заместитель гендиректора компании АГ «Авилон» Ренат Тюктеев подтвердил, что ожидать скидок, как раньше, не стоит. Если несколько лет назад у дилеров было много автомобилей для проведения крупных акций, то теперь запасы ограничены. Максимум, на что можно рассчитывать, — это скидка для разгрузки складов до января.
Сколько будут стоить автомобили
Практически все эксперты сходятся во мнении: цены на автомобили продолжат расти. Николай Иванов из компании «Рольф» уверен, что в будущем подорожание коснется не только машин, которые ввозят в страну по схеме параллельного импорта, но и те, что уже стоят в салонах. «Сейчас запасы по старым ценам еще остаются. Учитывая задачи по оборачиваемости складов, дилеры готовы продавать авто по старым ценам. Но долго это не может продлиться», — рассказал эксперт.
Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша добавила, что сильные колебания валютных курсов, особенно падение рубля, могут вызвать дефицит валюты в стране, что точно отразится на ценах. И речь не только о долларе, но и о юане, поскольку большинство машин сегодня приходит из Китая.
Если рубль ослабнет еще на 10%, все импортные автомобили подорожают на 10-15%. И особенно это затронет европейские модели, которые идут через неофициальные каналы. Спрос на такие машины снизится, а их ввоз станет менее выгодным. В то же время Евгений Житнухин, руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh, считает, что рост цен будет заметен уже в ближайшие недели.
Однако резкого скачка цен с 1 января 2025 года ожидать не стоит, поскольку дилеры, по мнению экспертов, не успеют реализовать все автомобили до конца года, и остатки на складах, будут продаваться по старым ценам. Тем не менее, в следующем году начнется постепенный рост стоимости, который компенсирует падение спроса на рынке. Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев предположил, что китайские автопроизводители буду удерживать цены на прежнем уровне, чтобы поддержать объемы продаж и выполнить свои планы на 2024-2025 годы.
Рост цен коснется и рынка подержанных автомобилей, чья стоимость может увеличиться из-за общего подорожания новых моделей. Как отреагируют владельцы, неизвестно: некоторые могут поднять ценник, другие — и вовсе, возможно, решат не продавать свой транспорт.
Что будет с авторынком в 2025 году
В следующем году в России планируют продать более 7 миллионов автомобилей, но только каждый пятый из них будет новым, сообщили в ВТБ. По прогнозам, отечественный авторынок вновь столкнется с серьезными вызовами.
«В следующем году авторынок будет находиться под влиянием разнонаправленных факторов. Ужесточившаяся риск-политика Банка России в автокредитовании, высокие кредитные ставки на машины с пробегом, ослабление курса рубля и индексация утильсбора "затормозят" его рост», — рассказал вице-президент, начальник управления партнерских продаж автокредитов ВТБ Константин Каракалов. Однако государственные программы поддержки и субсидии от автопроизводителей помогут сделать покупку нового автомобиля чуть более доступной, отметил эксперт.
По оценкам, продажи новых автомобилей в 2025 году составят около 1,3 миллиона штук. Это меньше, чем в 2024-м, примерно на 10%, но существенно выше уровня 2023 года (на 25%) и почти в 2 раза больше, чем в кризисном 2022 году. Однако рекорд по-прежнему принадлежит 2021 году, когда россияне купили 1,7 миллиона новых машин.
Глава АвтоВАЗа Максим Соколов заявил, что из-за падения спроса в конце этого года планы на 2025-й, скорее всего, придется пересматривать. «Цифра в 500 тысяч автомобилей — это бюджет и производственный план, утвержденные советом директоров. Но это было, скажем так, по ситуации на конец октября — начало ноября. Сейчас ситуация динамично изменяется — к сожалению, деградирует»,— рассказал Соколов.