Очки виртуальной реальности в автомобиле: почему это сложно, а Apple Vision Pro за рулем – плохая идея
Технологии VR и AR (виртуальная и дополненная реальность) – это целый мир новых возможностей. Который, правда, развивается не так быстро, как хотелось бы. Помню, еще в середине 2010-х все грезили о повсеместном использовании VR и решении с их помощью бытовых задач. Но сегодня такие очки используются, в основном, для компьютерных игр (которых не так уж и много) и в других смежных сферах развлечений. Ну ладно, еще в инженерной области.
Однако потенциал у технологии огромный! И речь не только о VR-чатах, в которых вы можете проводить рабочие совещания на поверхности Марса или на дне океана. Дело в том, что последние 20 лет автопроизводители бьются над разными способами донесения важной информации до водителя. И, похоже, VR и AR-очки потенциально могут быть идеальным решением.
Почему именно VR?
Это же логично. В начале 2000-х, когда цифровые дисплеи только-только появились в автомобилях, управлять мультимедийной системой приходилось с помощью целой россыпи кнопок. Затем появились нормальные селекторы (как iDrive у BMW), а некоторые компании наподобие Audi даже предлагали отдельные тачпады для ввода текста пальцами.
Апогей удобства для водителей, кажется, случился в середине 2010-х. Экраны стали крупнее и получили сенсорное управление, но при желании листать меню можно было с помощью крупных селекторов на центральной панели. А потом началась сенсорная истерия: кнопки начали исчезать, дисплеи – расти до невозможных размеров.
Сегодня мы живем в эпоху, когда в заглушенном состоянии салон автомобиля может быть похож на магазин электроники: одни черные глянцевые дисплеи с отпечатками пальцев. И многие считают это неудобным. Ведь теперь нельзя просто настроить климат-контроль во время езды: придется лезть куда-то в глубины меню.
Следующим шагом стали (и еще могут стать) проекционные дисплеи. Когда-то это был маленький экранчик, на который выводилась скорость движения и еще пара самых важных параметров. Теперь же проекция стала гораздо крупнее и ярче, а подсказки навигации проецируются так, чтобы вам казалось, что они выводятся прямо на дорогу. Так делают, например, модели Mercedes-Benz и некоторые китайские автомобили.
И в таком мире технологии VR и AR выглядят идеальным вариантом с кучей применений. К примеру, можно надеть контроллер на руку и выводить меню в поле вашего зрения, чтобы не коситься лишний раз на экран. Можно выводить подсказки навигации и систем помощи водителя прямо на дорогу, чтобы не терять ни секунды в поисках правильного направления. В конце концов, можно дать VR-очки детям на заднем ряду, чтобы они смотрели мультики и не отвлекали отца от вождения.
А есть уже подобные примеры?
Технология авто-VR только начинает развиваться, но первые примеры уже есть. В BMW придумали фишку под названием Mixed Reality, которую опробовали на фирменных курсах вождения BMW M Driving Experience.
В чем суть? Водитель приходит на закрытый полигон, садится за руль и надевает VR-очки. И тут начинается магия: полигон с конусами и змейками превращается в поверхность другой планеты, а на дороге появляются монетки, которые так хочется сбить в заносе.
В результате простое занятие по экстремальному вождению превращается в увлекательную игру, где весь автомобиль выступает в роли геймпада. Радость, да и только! Но внедрить технологию в реальном мире и на обычных дорогах еще очень сложно...
В чем проблема?
Когда мы стоим на одном месте, датчики и камеры очков дополненной реальности знают, где мы находимся. За определение положения тела в пространстве отвечают разные датчики, включая гироскоп, акселерометр и магнитометр.
При этом работа приборов настраивается очень тонко. Ведь, если вы резко повернете голову, а картинка хотя бы немного запоздает, вас начнет тошнить. Кстати, именно на тошноту жаловались пользователи многих ранних образцов VR-очков.
Но что будет, если вы окажетесь в автомобиле или любом другом виде транспорта? В этой ситуации очкам придется собирать гораздо больше информации, ведь вы уже не стоите на месте, а двигаетесь, причем с довольно большой скоростью. Не зря по интернету гуляет видео, где владелец Apple Vision Pro не смог пользоваться устройством в самолете: во время движения транспорта картинка просто «улетела» далеко вперед, пытаясь хоть как-то определить местоположение пользователя.
Получается, что главная проблема VR-очков – точное определение локации. В той же компании BMW работают с разными партнерами, у которых уже есть опыт проектов в виртуальной реальности, чтобы «пристегнуть» интерфейс очков к конкретным точкам в салоне автомобиля. Это хоть как-то поможет избежать возможных осечек.
А еще на выставке CES показали прототип легких AR-очков, которые заменяют тяжелые гарнитуры наподобие Apple Vision Pro. Просто надеваете очки и можете смотреть дорожные подсказки в режиме онлайн, причем фишка доступна как для водителя, так и для пассажира. Забавно, но представила эту фишку тоже BMW – баварская компания вообще увлеклась VR серьезно и надолго.
А есть альтернативы?
Пока VR в автомобилях не довели до ума, часть автокомпаний прорабатывают расширение проекционных дисплеев. По сути, теперь в такой дисплей хотят превратить вообще все лобовое стекло – от верха до низа!
И звучит такая идея очень интересно. Водителю вообще не будут нужны какие-либо очки, а от огромных экранов на приборной панели можно будет отказаться, ведь вся информация будет выводиться прямо в поле зрения водителя.
Первыми внедрить эту фишку планируют...да, опять в BMW – тут без сюрпризов. Зато вас наверняка удивит, что еще одним первооткрывателем будет российская компания: где-то в середине десятилетия проекцию во все лобовое стекло получит электромобиль Атом. Кстати, именно по этой причине в салоне хэтбчека есть только один небольшой экранчик, ведь функцию «планшета» на центральной панели будет играть проектор.
Получается, сейчас нас ждут сразу две новейших технологии отображения информации, которые наперегонки бегут к серийному воплощению. Интересно, какая из них окажется круче и удобнее для пользователя?