Одна машина по цене двух: почему не стоит брать автокредит в 2025 году
Что происходит с автокредитами в 2025
Стоимость автокредитов остается высокой. Так, по состоянию на 15 января средняя ставка составила 27% годовых. Причем виновата в этом не только высокая ключевая ставка, но и макропруденциальные надбавки, введенные Центробанком в ноябре 2024 года.
Руководитель направления экспертной аналитики финансового маркетплейса Банки.ру Инна Солдатенкова считает, что снижение ставок возможно, но не в ближайшее время. По словам специалиста, все будет зависеть от того, когда Центробанк начнет смягчение денежно-кредитной политики. Но стоит понимать, что процесс этот будет медленным и постепенным. Резкого удешевления автокредитов все равно не произойдет. Однако, если люди начнут бояться, что дальше будет только дороже, рынок может оживиться.
В свою очередь, эксперт Максим Кадаков рекомендует отказаться от автокредитов с такими высокими ставками. По его словам, единственным разумным решением в нынешней ситуации будет покупка авто на свои деньги. К тому же, отметил эксперт, банки все чаще отказывают в займах россиянам, поскольку Центробанк продолжает вводить ограничения.
Кому могут отказать в автокредите
Как объяснила аналитик финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ирина Андриевская, одним из главных факторов, влияющих на доступность кредитов, является рост цен на автомобили. Причины подорожания — проблемы с параллельным импортом, повышение таможенных пошлин, налогов и утилизационного сбора. Все это продолжает поднимать ценник на транспорт все выше и выше, и в результате заемщикам с низкими доходами все труднее получить одобрение на кредит.
Но это не единственная проблема. Центробанк ужесточил условия получения займов, чтобы защитить россиян от закредитованности, а кредитные организации от дефолтов клиентов. Теперь банки стали гораздо осторожнее и не дают кредиты тем, у кого более 80% зарплаты уходит на погашение старых долгов. Сегодня заявки одобряется только тем заемщикам, чья долговая нагрузка составляет менее 50% от дохода.
Также, как отметила Андриевская, с 1 апреля 2025 года Центробанк может еще сильнее «закрутить гайки» в автокредитовании в рамках принятого Госдумой нового закона о введении макропруденциальных лимитов в этой сфере.
Кроме того, с начала года в силу вступили новые правила, согласно которым банки будут требовать официальное подтверждение доходов от клиентов, желающих взять автокредит на сумму свыше миллиона рублей. Эти изменения затронут почти всех заемщиков, поскольку средний размер автокредита в России составляет около 1,5 миллиона рублей. В Центробанке пояснили, что из-за отсутствия таких документов выдача средств не запрещена, однако это повлияет на размер резерва, который банк должен будет создать по кредиту.
По оценкам специалистов, в 2025-м рынок автокредитования в России может снизиться на 10-20% по сравнению с рекордным 2024 годом. Однако объемы останутся выше, чем в 2023-м. ВТБ прогнозирует, что россияне оформят около 1,5 миллиона автокредитов — на 10% меньше, чем годом ранее. Тем не менее, с учетом роста средней суммы займа общий объем рынка останется в пределах 2,1-2,3 триллиона рублей, что близко к уровню 2024-го. Даже в случае неблагоприятного сценария количество выданных кредитов все равно будет значительно выше, чем два года назад.
Что будет с ценами на авто
Автомобили в России могут подорожать на 30-50% в 2025 году, и это коснется не только новых машин, но и подержанных. Рост цен россияне ощутят уже во второй половине года, предупреждает Денис Мигаль, гендиректор сети автосалонов Freshauto и вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). По его словам, покупателям не стоит рассчитывать на улучшение ситуации, обстоятельства будут складываться не в их пользу.
Что касается подержанных автомобилей, то руководитель сектора регионального развития «Восток Авто.ру Бизнес» Вадим Маньков убежден, что подорожание здесь ожидается не таким резким, но все равно оно будет ощутимым. По словам эксперта, из-за высокой стоимости денег россияне будут стремиться быстрее продать свои машины, что, в свою очередь, поможет немного сдержать рост цен.
Президент РОАД Алексей Подщеколдин отметил, что курс рубля к доллару и юаню напрямую влияет на стоимость как новых, так и подержанных авто. Если курс останется прежним, оснований для того, чтобы цены начали снижаться, не будет. Эксперт считает, что укрепление рубля в ближайшее время маловероятно. По его мнению, скидки возможны только до второго квартала, после чего дилерам придется отказаться от них, чтобы избежать убытков.