От грузовых прицепов из бамбука до лимузина первых лиц: как развивался китайский автопром

Автомобильный рынок развивается волнами. 35–40 лет назад на смену «большой германской тройке» пришла «японская» волна, затем «корейская», а сейчас китайские автомобили не только поражают объемами продаж во всем мире, но и удивляют своим дизайном.
От грузовых прицепов из бамбука до лимузина первых лиц: как развивался китайский автопром
GettyImages
Однако так было не всегда, и сравнительно недавно автопром был самой отсталой отраслью промышленности КНР.
Содержание статьи

Ревущие тридцатые...

Об этом мало кто знает, но первый китайский автомобиль появился примерно 100 лет назад. В Америке на конвейерах компании Ford в это время ежегодно клепалось уже порядка 500 тысяч автомобилей, в СССР в Нижнем Новгороде заработал гигантский автозавод ГАЗ, а по дорогам Китая все еще бегали рикши и неспешно катили гужевые повозки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Группа китайских предпринимателей обратилась к американскому инженеру Даниэлю Майерсу, работавшему в компании Relay Trucks (штат Огайо), чтобы он организовал сборку грузовиков модели Relay S11B в городе Шэньяне. Соблазнившись огромным гонораром, Майерс перебрался в Китай и за год сумел наладить производство упрощенной версии грузовика под новым названием Ming Sheng 75, который был представлен широкой публике в марте 1931 года.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Адаптация модели оказалась достаточно удачной, но дальнейшему развитию проекта помешала война. Мы говорим не о Великой Отечественной, а о локальной японско-китайской, которая началась в 1937 году и закончилась лишь в 1945-м.

Интересно, что все эти годы изобретательский гений китайских инженеров не дремал, и они придумывали самые экзотические конструкции. Так, например, грузовые прицепы для импортных грузовиков изготавливали из бамбука. Причем не только сами кузова, но и силовые элементы, включая рессоры.

И хотя разработчики уверяли, что такие конструкции способны прослужить не менее года, но на разбитых дорогах китайских провинций они разваливались уже после пары месяцев службы.

Разворот в сторону построения современной автомобильной промышленности произошел в начале 1950-х годов благодаря активной помощи Советского Союза. Официальным днем рождения китайского автопрома считается 15 июня 1953 года (а не 1931 год), когда в Пекине начал работать завод компании First Automobile Works (FAW), а на дорогах страны появился первый массовый грузовик Jiefang CA-10 («Освобождение» в переводе с китайского).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы добиться освобождения от зависимости от США (Китай вынужден был закупать там грузовики), вместе с Министерством автомобильной промышленности СССР в Китае построили огромный завод, производственной мощностью 30 тысяч грузовиков в год.

К его созданию привлекли сотни советских специалистов и несколько десятков проектных организаций. Jiefang CA-10 был практически полной копией советского грузовика ЗИС-150 — максимально простой в управлении и надежной в эксплуатации машины.

Советский грузовой автомобиль ЗИС-150
Советский грузовой автомобиль ЗИС-150
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующим шагом стал запуск производства в Китае новейшей легковушки — «Волги» ГАЗ-21. Две с лишним сотни «волжанок» под названием Dongfanghong BJ760 выкатились за ворота завода FAW, но... из-за обострения китайско-советских отношений проект был быстро свернут.

Основным заказчиком грузовых автомобилей была китайская армия, и когда отношения с СССР вновь нормализовались, то, опираясь на технологии российского ГАЗ-69 и новаторского УАЗ-469, китайские инженеры смогли создать отличный военный вездеход Beijing BJ212. Интересно, что на конвейер 212-й встал на несколько лет раньше, чем отечественный УАЗ-469, разработками которого воспользовались китайцы.

Наши бюрократы оказались более упорными, чем китайские...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На «красном знамени» к светлому будущему

В 1958 году в Китае помимо пары крупных автогигантов заработали и два десятка заводов поменьше, начавших выпуск различных моделей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из первых лидеру страны Мао Цзэдуну представили новый легковой автомобиль Jinggangshan («Чинканчан»), который планировали использовать в качестве служебной машины для чиновников среднего ранга и в такси.

Инженеры взяли шасси Volkswagen Beetle и посадили на него оригинальный двухдверный кузов. В качестве силовой установки использовали мотор мощностью 36 «лошадей». Однако во время тестового пробега Мао забраковал двухдверную конструкцию как не практичную, а сам автомобиль приказал сделать большего размера. На заводе срочно изготовили более длинный кузов с четырьмя дверями и запустили модель в серийное производство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Jinggangshan пользовался спросом, но гораздо более популярной оказалась другая модель — Dongfeng («Дунфэн» — «восточный ветер»), имевшая дизайн в стилистике американских автомобилей. Под капотом этого большого автомобиля (масса 1230 кг) установили мотор мощностью 60 лошадиных сил, что для того времени было отличным показателем.

Первый китайский автомобиль собственного производства Dongfeng в Китае
Первый китайский автомобиль собственного производства
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другие китайские компании, вдохновленные успехом Dongfeng, дружно начали производство подобных «американцев», снабжая их звучными именами — «Скачок вперед», «Оседлавший ветер», «Прогресс» и так далее.

Вершиной китайского автопрома того времени стал знаменитый лимузин Hongqi («Хунцы» — «Красное знамя»), построенный по личному заказу Мао Цзэдуна. Это было абсолютно оправданным решением — руководитель огромной страны не должен ездить на импортных «чайках» или «кадиллаках», поэтому местные инженеры создали представительский лимузин (длиной чуть меньше 6 метров), внешне напоминавший одновременно и советские ЗИЛ-111, и ГАЗ-13, и даже ГАЗ-21, и еще немного — модели американских машин тех лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Под капотом установили могучий V8 объемом 5,6 литра и мощностью в 220 л. с., агрегированный с автоматической коробкой передач. И хотя на экспорт эти отличные во всех смыслах автомобили не пошли, но во всех крупных зарубежных автовыставках «Хунцы» как образец могучего китайского автопрома с гордостью демонстрировали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первый в стране лимузин Hongqi собственного производства, созданный компанией First Automotive Works Group (FAW) в Китае
Первый в стране лимузин Hongqi собственного производства, созданный компанией First Automotive Works Group (FAW) в Китае
Legion-Media

В 70-е годы, поссорившись со всеми социалистическими странами, Китай вновь закрылся от всего мира. Грузовики (на базе ГАЗ-51 и ЗИЛ-150) модернизировали и выпускали самостоятельно, а выпуск легковых моделей был практически остановлен, за исключением служебных автомобилей для высшего партийного руководства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это был все тот же похожий на линкор «Хунцы» (его выпускали вплоть до начала 90-х) и более компактный «Шанхай» (он же седан SH760) компании Shanghai Auto. В качестве базы взяли модель Mercedes-Benz W180, а оригинальное оформление кузова отсылало к советской «Волге» ГАЗ-21.

При этом под капотом стоял рядный шестицилиндровый мотор, скопированный с немецкого прародителя, который при рабочем объеме 2,2 литра выдавал мощность 91 л. с.

Новые времена

В 80-е годы китайский автопром начал стремительно осовремениваться, в первую очередь благодаря лицензированному выпуску европейских и американских моделей. Так, Audi-100 начали производиться и продаваться под маркой «Хунцы».

Забавный факт: первое время на их капотах рисовали красные знамена (как на партийных лимузинах), но от этой практики быстро отказались.

Важную роль в подъеме автопрома сыграла американская компания American Motors Corporation (AMC), подписавшая в 1983 году 20-летний контракт на выпуск автомобилей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первенцем проекта стал внедорожник Jeep Cherokee XJ. Европейцы тоже не теряли времени даром — год спустя Volkswagen открыл свое производство в Шанхае, а французский концерн Peugeot стал строить заводы на юге Китая в Гуанчжоу и начал выпуск адаптированной модели Peugeot 504.

Legion-Media

Все эти изменения легли в основу автопрома КНР и дали возможность увеличить выпуск автомобилей в год с нескольких тысяч до миллионов. Интересно, что некоторые морально устаревшие модели производились до начала 1990-х (например, лимузин Hongqi CA770 и грузовик DongFeng CA10), но затем уступили место более современным моделям, созданным с использованием иностранных ноу-хау. И кто бы мог себе представить, к чему приведет простая отверточная сборка через 40 лет!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас в рейтинге мировых продаж автомобилей Китай прочно занимает первое место, вытеснив США на вторую позицию, и имеет практически двукратный перевес (26,86 млн против 13,82 млн авто).

На китайском рынке активно работает около 200 автомобильных брендов, которые предлагают клиентам в общей сложности более тысячи моделей (не считая версий одной модели с разными типами кузова).

Tank
Tank
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мало того, Китай уже стал мировым лидером по производству электромобилей. Еще в 2016 году там продавали примерно 50% произведенных в мире электромобилей, а с тех пор страна сделала ставку на продвижение такого вида транспорта.

Стремительный рост «зеленого» автопрома аналитики связывают с целенаправленными субсидиями государства (стимулирующими не только производителей, но и покупателей).

Кроме того, в Китае расположено большинство заводов, выпускающих тяговые аккумуляторы для электромобилей, поэтому производители могут предлагать электрокары по низкой цене (на 8–10% дешевле бензиновых версий). Да и широкий ассортимент предложения (более 400 моделей) способствует росту потребительского спроса.

История обычно развивается по спирали, и если 65 лет назад советские специалисты строили в КНР автомобильные заводы, то сейчас китайские компании открывают производство своих автомобилей в России.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

В Тульской области с 2019 года работает завод Haval мощностью порядка 100 тысяч автомобилей в год. В планах увеличение выпуска до 150–200 тысяч машин. Помимо основного бренда китайцы запустили премиальный суббренд — Tank. Продажи открылись в начале года, но уже сейчас можно говорить о высоком спросе на кроссоверы этого бренда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Концерн Geely построил в 2017 году завод в Белоруссии и выпускает целый ряд кроссоверов (модели Monjaro, Tugella, Coolray, Atlas pro). Корпорация Chery (владеющая популярными суббрендами Exeed, Omoda) начинала производство на заводе «Автотор» в Калининградской области еще в 2006 году, но через пару лет его закрыли. Затем машины бренда выпускали на заводах в Таганроге, Черкесске и Новосибирске. Кстати, в этом году на «Автоторе» вновь начали собирать машины Chery, но уже под брендом Kaiyi.

Планов у китайских автогигантов (в том числе и пока не представленных в России) на нашу страну громадье, так что уже скоро можно ожидать появления на дорогах большого количества недорогих, красивых и надежных автомобилей родом из КНР.

Круг замкнулся!