Почему «китайские Москвичи» – это нормально: история копирования, локализации и плагиата иномарок в России и СССР
Сразу же сделаю оговорку: я совсем не поклонник «Москвичей» с китайскими корнями и у меня нет задачи обелить репутацию бренда. Просто мне, как человеку с довольно обширными познаниями в автомобильной истории, трудно понять, почему все удивляются китайским машинам с российским брендом на носу – тем более, что такая практика активно использовалась и в России, и в СССР. Давайте же копнем поглубже.
Для начала – что такое бейдж-инжиниринг?
Этим термином называют автомобили одних брендов, которые примерили имена других. Это распространенная практика как в наши дни, так и в прошлом. Именно так Toyota GR86 превратилась в Subaru BRZ, Audi 50 – в Volkswagen Polo, а Ford Escape – в Mazda Tribute.
Зачем это нужно? Для удешевления производства. Чаще всего бейдж-инжинирингом пользуются компании, которые входят в один концерн. Если двум брендам нужен, например, доступный хэтчбек, незачем создавать две разных машины, если можно сложить усилия и построить одну совместно, а потом дать ей отдельные названия.
Не во всех случаях автомобили разрабатывают вместе. Иногда модель, разработанная компанией А, оказывается настолько успешной, что спустя пару лет приходит компания Б и просит продать ей лицензию на производство и продажу автомобилей под своим названием. Все в выигрыше: и производители, и потребитель.
А еще бейдж-инжиниринг бывает разным. В одном случае достаточно поменять эмблемы, чтобы получилась другая машина. Кроссоверы JAC и Москвич служит идеальным примером. Однако чаще всего автомобилям меняют дизайн кузова и салона, прямо как у Peugeot 208 и Opel Corsa.
И самый важный факт: «переклеиванию шильдиков» обычно подвергают бюджетные модели, а не премиальные. Все потому, что разработать бюджетный и надежный автомобиль гораздо тяжелее (и иногда дороже), чем создать премиальную машину.
Если у вас получится, вы получите миллионные тиражи и всемирную славу. Если нет – такая неудача может буквально убить компанию. Поэтому проще сложить усилия и сделать автомобиль вместе, а затем поделить прибыль.
На самом деле, образцов бейдж-инжиниринга настолько много, что этому можно посвятить отдельную статью. Но мы не будем отвлекаться.
Автомобильная дружба Советов и Штатов
Первые знаменитые образцы бейдж-инжиниринга появились в Советском Союзе почти 100 лет назад. Помните знаменитую «Полуторку» ГАЗ-АА? Так вот, этот грузовик – ничто иное, как перепроектированный Ford AA.
Конечно, в этом случае все не так просто, как с новыми Москвичами. Советские инженеры рассмотрели конструкцию американской машины и нашли ряд мест, в которых грузовик можно доработать.
Так ГАЗ получил усиленные картер и рулевое управление. Однако факт остается фактом: производство АА было согласовано с руководством Ford Motor Company еще в 1929 году, и именно этот грузовик стал одним из самых популярных транспортных средств СССР того времени.
А если учесть, что АА стал одной из первых моделей ГАЗ, можно сказать, что без Ford не было бы одной из главных автокомпаний нашей страны.
Итальянская душа, советский металл
Ярчайший пример советского бейдж-инжиниринга, который будут помнить еще наши внуки – народный ВАЗ-2101. Многие знают, что этот автомобиль был разработан совместно с инженерами Fiat. Точное название модели, на которой основана «копейка» – Fiat 124.
Сначала машину разработали в Италии, где она успела завоевать звание «Европейского автомобиля 1967 года». После тестов в СССР по просьбам советских инженеров в конструкцию 124-го внесли почти 800 изменений. Новый двигатель, доработанная подвеска, усиленный кузов – все для того, чтобы семейство «Жигулей» прекрасно чувствовало себя на просторах нашей необъятной.
И еще один интересный факт: главный автомобильный город России, а именно Тольятти, назван в честь члена итальянской компартии Пальмиро Тольятти.
Наши ремейкииностранных хитов
Сейчас на Западе обращают внимание на советский кинематограф. К примеру, недавно в США сняли аналог «Иронии Судьбы», который наши локализаторы обозвали «Иронией судьбы в Голливуде». Когда-то было ровно наоборот: советские инженеры поглядывали за границу, а иногда даже закупали иномарки, чтобы брать у них самые интересные решения.
Так, Москвич (он же АЗЛК-2141) был одним из пионеров переднеприводной компоновки на массовых советских машинах. В качестве референса как в технологиях, так и в дизайне был взят французский Simca-Chrysler 1307.
Такое работало не только с массовыми машинами: ЗИС-110 создавался с оглядкой на модели Packard, которые очень ценил Сталин. К примеру, интерьеры Packard 180 и ЗИС-110 можно отличить только с лупой, да и конструкция подвески и двигателя были во многом очень похожи.
Из других примеров того, как советские дизайнеры поглядывали в Европу, отмечу NSU Prinz 4 и ЗАЗ-966, а также Fiat 600 и ЗАЗ-965. Думаю, логика понятна: в СССР были в курсе всех автомобильных веяний и брали лучшие на вооружение. Но в современной России тоже хватает таких примеров.
В конце нулевых в России гремела позорная история о седане Tagaz Vega, который разработали с использованием украденных у GM Daewoo чертежей. Корейские инженеры выяснили, что русская четырехдверка слишком уж похожа на Chevrolet Lacetti, отстояли свое мнение в суде – и производство автомобиля быстро свернули.
Успешный пример заимствования – Lada Largus, производство которого запустили в рамках сотрудничества АвтоВАЗ и Renault. Технически автомобиль практически полностью дублирует Dacia Logan MCV первого поколения, причем после рестайлинга Ларгус получил переднюю часть от Logan второй генерации. С тех пор французская марка ушла с российского рынка, но локализации и выпуску Lada Largus это почти не помешало.
Пекинский Москвич и другие
Думаю, я смог доказать, что выпуск иномарок под российским брендом – это совершенно обычная практика с очень глубокими корнями. Так делали раньше, так делали за рубежом, и абсолютно ничего необычного в этом нет.
Более того, в истории России и СССР нет практически ни одного крупного автобренда, который хоть раз не прибегал к помощи или вдохновению со стороны иностранных коллег. А некоторые (прямо как Evolute) с этого и начали свой бизнес.
Судить о том, хорошие ли машины делают Evolute и Москвич, я не собираюсь: мое дело разобрать исторический контекст. И он говорит сам за себя.