Раньше чем Tesla: Rimac запускает беспилотное роботакси Verne в Хорватии
Создатель электрических гиперкаров Мате Римац запускает в Загребе пилотный проект беспилотного такси Verne. Сегодня, 26 июня, стартап впервые полностью рассекретил свои роботизированные машины, сделав это раньше, чем Tesla, чей широко разрекламированный Илоном Маском проект роботакси обещано представить 8 августа.
Что за стартап Verne
Сервис Verne назван в честь французского писателя-фантаста Жюля Верна. Он начнет свою работу в Загребе в 2026 году, а затем в Манчестере в Великобритании. Уже подписаны соглашения о работе сервиса в еще девяти городах Европы и на Ближнем Востоке, и ведутся переговоры о запуске еще в 30 городах по всему миру.
Римац работает над Verne c 2019 года. Стартап был основан Мате и двумя его ближайшими коллегами и друзьями: Марко Пейковичем (исполнительный директор Verne) и Адриано Мудри, дизайнером гиперкара Rimac Nevera (главный дизайнер Verne). На 55 процентов Verne принадлежит Rimac Group, остальное держат инвесторы из Саудовской Аравии.
Verne уже наняла 280 сотрудников. Экосистема сервиса включает приложение для смартфона, беспилотные автомобили и базовую станцию, куда машины приезжают на подзарядку и чистку.
Кто такой Мате Римац
Римац прославился как человек, основавший инновационный бренд электрических гиперкаров Rimaс в Хорватии — стране, никогда до этого не имевшей своего автопрома. Мате осваивал электромобильные технологии, участвуя в гонках на собственноручно переделанном в электромобиль стареньком BMW 3 cерии. Венцом творений Римаца стал гиперкар Rimac Nevera, развивающий максимальную скорость свыше 400 км/ч и разгоняющийся с места до 100 км/ч менее чем за 2 секунды. Машины Римаца оказались настолько совершенными и быстрыми, что группа Volkswagen подарила ему контрольный пакет акций Bugatti и должность CEO в обмен на доступ к его технологии электротяги в будущих моделях. Теперь Rimac Technology поставляет электрические приводы Porsche, BMW и Aston Martin, а также разрабатывает передовую технологию хранения энергии.
Что представляют собой такси Verne
Такси Verne выглядят как симпатичные компактные купе обтекаемой формы. У машин две сдвижные двери, открывающие доступ в двухместный салон — исследования Rimac показали, что в 90 процентов случаев поездки на такси совершаются максимум вдвоем. Несмотря на то, что поездки предполагаются короткими, салон соответствует нормам бизнес-класса: к услугам пассажиров 43-дюймовый широкоформатный экран аудиосистема с 17 динамиками, сиденья с пятью регулировками. В приложении для вызова такси можно задать не только маршрут, но и все необходимые параметры: положение сиденья, температуру в салоне, освещение и даже аромат. Предусмотрено также багажное отделение. Руля, педалей, стеклоочистителей и зеркал у беспилотной машины нет.
Автомобили будут собираться на новом заводе в Загребе. Хотя Мате Римац работал над системами автономного вождения и предпочитает разрабатывать все основные технологии для своих суперкаров внутри компании, технология автономного вождения для Verne позаимствована у компании Mobileye. Для ориентации в пространстве машины Verne используют камеры, радары и лидары. Система протестирована в Загребе на электромобилях марки Nio. Первые прототипы машин Vernes выедут на дороги чуть позже в этом году.
Сколько будет стоить поездка
Стоимость поездок будет различаться в зависимости от местоположения, но Verne утверждает, что она будет конкурентоспособна в сравнении с традиционными такси вроде Uber. В будущем не исключена продажа франшизы.