Россияне перестанут покупать машины в 2025? Что ждет отечественный авторынок

Автодилерам грозят банкротства.​​​​​​​
Россияне перестанут покупать машины в 2025? Что ждет отечественный авторынок
Freepik
Российский авторынок сейчас переживает непростые времена: повышение утильсбора, санкции, проблемы с доставкой автозапчастей. Вдобавок высокие кредитные ставки сдерживают спрос и замедляют продажи. Разбираемся, что ждет рынок в 2025 году.
Содержание статьи

Что происходило на авторынке в 2024-м

До апреля 2024-го россияне могли прилично сэкономить: приобрести машину в странах ЕАЭС, а затем ввезти ее в Россию. Однако эту лазейку быстро устранили. Теперь недоплаченные налоги из-за заниженной таможенной стоимости учитываются в утилизационном сборе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, с 1 октября утильсбор увеличили, что сказалось на ценах на автомобили, ввозимые по параллельному импорту. Постепенно подорожали и официальные поставки. В январе 2025 года ставки вырастут еще на 10–20%. Таким образом власти пытаются подтолкнуть производителей к локализации сборки машин в России, чтобы цены соответствовали возможностям покупателей.

Тем временем доступность автомобилей и так уже под вопросом. В конце октября Центробанк поднял ключевую ставку до рекордных 21%, и вслед за этим взлетели проценты по кредитам. В итоге, как отмечает автоэксперт Владимир Мосеев, в ноябре выдача автокредитов рухнула на 30%. В нынешних условиях россияне не торопятся с покупкой, дилеры теряют клиентов и сами вынуждены брать дорогие банковские займы, чтобы оставаться на плаву. Цены на машины тем временем продолжают расти. По словам экспертов, повышение утильсбора и дорогие кредиты буквально выбивают почву из-под ног у рынка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И все же, несмотря на все сложности, уходящий год оказался рекордным для российского автопрома. За первые 11 месяцев было продано 1,7 миллиона новых автомобилей — на 44% больше, чем за аналогичный период 2023-го. Этот результат стал лучшим за последние 3,5 года. Такой ажиотаж объясняется и новостями о повышении утильсбора, из-за которых люди торопились обзавестись машиной, а также кредитной политикой Центробанка, которая подтолкнула часть покупателей к активным действиям.

Что будет с ценами после Нового года

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цены на автомобили в 2025 году продолжат расти. Главные причины — увеличение утилизационного сбора и рост стоимости кредитования. Если в конце 2024-го автопроизводители старались сдерживать цены, чтобы стимулировать продажи, то уже в январе эксперты ожидают заметного подорожания. Так, по данным «Авто.ру», в октябре — ноябре цены выросли всего на 2%, а на машины, ввезенные через параллельный импорт, рост достиг 13%, и это явно не предел.

Январская индексация утильсбора и возможные скачки валют добавят напряжения на рынке. По мнению Андрея Ольховского из «Автодома», основное подорожание придется на второй квартал. «Новые автомобили, которые приехали с новым утильсбором и по новому курсу валют, подорожают. Ценообразование будут формировать импортеры, исходя из многих факторов. Наиболее популярными будут модели, по которым нет запасов на стоке, и по ним в первую очередь произойдет корректировка цены», — рассказал эксперт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, рынок столкнется с ужесточением условий по автокредитам и лизингу, что еще сильнее снизит доступность новых машин.

Что будет с продажами

Freepik

Даже в лучшем случае рынок едва ли повторит показатели 2024 года. По словам исполнительного директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, продажи новых автомобилей в 2025-м могут снизиться на 10%, до 1,43 миллиона единиц — это базовый прогноз. В более пессимистичном сценарии рынок упадет на 20%, до 1,27 миллиона машин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Есть несколько причин, которые тянут рынок вниз. Первая — это "выбранный" спрос на машины в августе, сентябре и октябре. Когда Минпромторг озвучил повышение утильсбора, это подтолкнуло спрос вверх. Из-за этого был достаточно значимый подъем продаж [в 2024 году]. Плюс понижение курса рубля. Все эти негативные факторы и будут оказывать влияние на рынок в следующем году», — объяснил эксперт. Также ситуация продолжит осложняться из-за высокой ключевой ставки.

Для дилеров такое положение дел обернется катастрофой. Глава Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин прогнозирует: в начале 2025 года рынок столкнется с волной банкротств. Уже в 2024-м 60% дилеров работали в убыток, и в следующем году давление только усилится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На одного дилера приходится в среднем около 100 проданных машин в месяц, при этом им нужно держать запасы из 200 автомобилей. Средняя стоимость нового авто составляет 3,5 миллиона рублей, то есть дилеру нужно иметь около 700 миллионов рублей только на закупку, не говоря уже о расходах на запчасти и другие нужды. Учитывая низкую маржу в 1,5–2%, кредиты с высокими ставками буквально съедают прибыль. По мнению президента РОАД, уже к весне 2025 года многие дилеры, как крупные, так и мелкие, не выдержат таких условий и будут вынуждены закрыться. «Ситуация на рынке не щадит никого», — подытожил Подщеколдин.

Что будет с кредитами

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ожидается, что в 2025 году рынок автокредитования в России сократится на 10–20% по сравнению с рекордным уровнем 2024 года. Несмотря на это, объемы выдачи кредитов останутся выше, чем в 2023-м и в предыдущие годы. Причины снижения динамики — высокие процентные ставки, жесткое регулирование со стороны Центробанка и рост стоимости автомобилей.

По данным Объединенного кредитного бюро, в октябре средневзвешенная ставка по автокредитам составила 22,9% годовых, а полная стоимость займа — 24,3%. Это максимальные показатели с апреля 2022 года. Согласно прогнозам ВТБ, в 2025-м россияне оформят около 1,5 миллиона автокредитов, что на 10% меньше, чем в 2024-м. Однако благодаря росту среднего размера кредита (вслед за подорожанием машин) общий объем рынка автокредитования останется на уровне 2,1–2,3 триллиона рублей, что почти сопоставимо с текущими показателями. Даже в пессимистичном сценарии выдачи автокредитов будут значительно выше, чем в 2023-м.

Эксперты считают, что полное восстановление рынка до максимальных показателей текущего года возможно только через несколько лет. В краткосрочной перспективе рост ожидается лишь в отдельных сегментах, где будут действовать государственные льготные программы.