Шестицилиндровый самурай: Nissan GT-R уходит в небытие с прощальной спецверсией

Вспоминаем историю легендарного спорткара — от Хакосуки до Годзиллы.
Шестицилиндровый самурай: Nissan GT-R уходит в небытие с прощальной спецверсией
Nissan
Содержание статьи

Nissan готовится свернуть культовую модель GT-R. Нынешнее поколение легендарной модели выпускается уже 17 лет. Автомобиль дебютировал в 2007 году как преемник Nissan Skyline GT-R и продолжение «одиссеи» японской фирмы в сфере строительства супербыстрых автомобилей. Но в 2025 году Nissan планирует прекратить сборку купе из-за невозможности дальнейшего производства некоторых его компонентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последние самураи

За почти два десятилетия R35 GT-R получил несколько обновлений и ограниченных изданий. В честь прощания с автомобилем Nissan создала две специальные версии 2024 GT-R: T-spec Takumi Edition и Skyline Edition.

Nissan

T-spec Takumi Edition отсылает к японским корням Nissan, где слово «такуми» означает мастера, отточившего свое мастерство на протяжении нескольких десятилетий. У Nissan есть четыре такуми на заводе в Йокогаме, которые контролируют сборку двойного турбированного 3,8-литрового V6 двигателя GT-R VR38DETT. В знак уважения на бейдже двигателя красуется подпись одного из такуми и золотой VIN-номер. T-space Takumi Edition также поставляется в ярком темно-фиолетовом цвете с зелеными вставками в салоне, а также новыми тормозами из углеродной керамики и золотистыми дисками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Nissan
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Skyline Edition навевает воспоминания об одной из самых культовых версий машины. Насыщенный синий цвет Bayside Blue вдохновлен небоскребами Японии и сочетается с синим же интерьером. Такая раскраска была обычной для модельного ряда вплоть до поколения R34 GT-R.

Nissan
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

T-spec Takumi Edition будет продаваться за $151 090, в то время как Skyline Edition стоит $131 090. Машины выпустят тиражом менее 200 единиц каждой модели.

Модель GT-R поколения R35 дебютировала в 2007 году и неоднократно модернизировалась. Последнее обновление произошло в 2023 году. Автомобиль получил доработанную аэродинамику и специальную версию T-spec с 20-дюймовыми колесными дисками и особой отделкой интерьера. Базовая версия GT-R этого поколения оснащена 3,8-литровым V6 двигателем мощностью 573 л.с., в то время как версия Nismo развивает до 608 л.с. Помимо увеличенной мощности, Nismo обладает иначе настроенной подвеской и улучшенной аэродинамикой.

История GT-R

Hakosuka

Skyline GT-R Hakosuka
GT Planet
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История «Джитиэра» началась в 1969 году, когда Nissan выпустила спортивный заднеприводный седан Skyline GT-R с рядной «шестеркой» объемом два литра и мощностью 160 л.с., агрегатированной с пятиступенчатой «механикой». Автомобиль по прозвищу Hakosuka набирал сотню за 8,2 с и разгонялся до 200 км/ч. В первые полтора года существования «скаи» одержали 33 победы в гонках, а к моменту смены поколения в 1972 году на счету модели была 1000 первых мест на подиумах!

Ken & Mary

Nissan Skyline 2000GT-R
BN Auction
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующему поколению будущей легенды — Skyline 2000GT-R — не повезло. В 1973 году разразился топливный кризис и за неполный год производства было выпущено всего 197 автомобилей, а до участия в гонках дело и вовсе не дошло. Однако машина успела запомниться не только дизайном в стиле американских масл-каров, но и оригинальной рекламной кампанией с парочкой влюбленных по имени Кен и Мэри. Это необычное для Японии сочетание имен настолько прилипло к машине, что стало ее неофициальным вторым названием.

Godzilla: эпоха чудовищ

R32
Nissan Skyline GT-R R32
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После этого о GT-R не вспоминали еще 15 лет, хотя спортивные «Скайлайны» без трехбуквенного шильдика все это время продолжали выпускаться и участвовать в гонках. Третье поколение GT-R (R32) вышло в 1989 году и впервые получило привод на все колеса. Электронно-управляемая система полного привода ATTESA E-TS, разработанная специально для гонок, значительно улучшила сцепление с дорогой, устойчивость и разгон, но при этом увеличила массу автомобиля на 100 кг. Чтобы не проигрывать в скорости на гонках, японцы увеличили объем двигателя до 2,6 л, снабдили его двумя турбонагнетателями и довели мощность до 600 л.с.

Гражданская версия получила двигатель с принудительно ограниченной до 280 л.с. мощностью — из-за действовавшей между японскими автопроизводителями договоренности. Но он обладал огромным запасом прочности и давал безграничные возможности для тюнинга. На базе Red Top (так в народе называют двигатель RB26DETT из-за красной головки блока цилиндров) современные тюнеры умудряются строить проекты с мощностью до 1000 л.с. Некоторые источники говорят, что по крайней мере на некоторых партиях машин электронный ограничитель мощности можно было легко убрать и получить 320 л.с.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Годзилла», как называли GT-R R32, проехала Северную петлю Нюрбургринга за рекордные на тот момент для серийных машин 8 минут 20 секунд, объехав Porsche 944.

Помимо полного привода R32 получила еще и полноуправляемое шасси. Задние колеса поворачивались тем же гидроусилителем, что использовался на передней оси, а угол отклонения определялся компьютером в зависимости от скорости и угла поворота передних колес.

Для омологационных целей Nissan выпустил в продажу еще 500 дорожных версий трекового купе Skyline GT-R NISMO. Машины отличались развитой аэродинамикой, дополнительными воздуховодами, турбокомпрессорами с керамической крыльчаткой.

R33
Nissan GT-R R33 Tommykaira
Bonhams
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1995 году вышла версия GT-R R33. Она получила мотор увеличенной до 300 л.с. мощности, электрические актуаторы поворота задних колес вместо гидравлики и тормоза Brembo. Дизайнеры сохранили пропорции кузова, но сделали обводы чуть более плавными. Была также усовершенствована система полного привода.

У R33 была спецверсия GT-R NISMO 400R с мотором 400 л.с. и 470 Нм крутящего момента. Для достижения такого результата мотор RB26DETT расточили до 2,8 л и поставили на него усиленные шатуны, кованые поршни, клапаны с увеличенной высотой подъема, турбины и систему выпуска повышенной производительности. GT-R NISMO 400R разгонялся до 100 км/ч за 4 секунды, максимальная скорость — 300 км/ч. Увеличением давления наддува мощность можно было довести до 500 л.с. Были выпущены 44 такие машины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
R34
Nissan Skyline GT-R R34
Omoren

В 1999 году было представлено поколение R34, прославившееся в фильме «Форсаж». Автомобиль отличался укороченными базой и передним свесом. Улучшенные турбокомпрессоры и интеркулер позволяли мотору выдавать 330 л.с., хотя по документам он развивал все те же 280 л.с. Начиная с этого поколения GT-R получил шестиступенчатую МКПП. Но самым интересным нововведением была невиданная доселе на серийной машине цифровизация. Дисплей на передней панели мог показывать давление наддува, температуру масла, заряд батареи, уровни продольных и поперечных ускорений, а также засекать время на круге. Под пассажирским сиденьем скрывался разъем для подключения ноутбука.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

R35: кульминация

Nissan GT-R R35
Unsplash

Поколение «Годзиллы» R35, вышедшее в 2007 году стало революционным. Из усовершенствованной версии «Ская» GT-R окончательно превратился в самостоятельную модель. Nissan GT-R R35 оснастили V-образной битурбо «шестеркой» VR38DETT объемом 3,8 литра и мощностью от 485 до 600 л.с. в зависимости от модификации. Для лучшей развесовки по осям японские инженеры разместили 6-ступенчатую роботизированную КПП сзади. Под машиной проходят два карданных вала, один из которых передает крутящий момент от двигателя к коробке, а второй возвращает часть момента на передние колеса. Как и предыдущие поколения машины, R35 получило множество спецверсий. В самой мощной он развивает максимальную скорость 315 км/ч и разгоняется до 100 км/ч за 2,7 секунды. Но энтузиасты модели вручную строят совершенно запредельные GT-R с куда более впечатляющими характеристиками. Среди них выделяется GT-R Midnight Fury от TI Race Development с мощностью 3000 л.с., которая проезжает четверть мили за 6,5 секунды, развивая на финише скорость 370 км/ч.