Советский внедорожник, который мог уделать любой джип: почему АР-НАТИ не запустили в производство?

В истории автомобильной промышленности немало примеров, когда, казалось бы, отличная модель по тем или иным причинам не шла на конвейер. Такой была и судьба внедорожника АР-НАТИ.
Советский внедорожник, который мог уделать любой джип: почему АР-НАТИ не запустили в производство?
НАМИ
Внедорожники в Советском союзе начали производить в попытке догнать западный автопром. Новинки конца 30-х (АР-НАТИ и ГАЗ-64) сильно смахивали на своих западных «собратьев» – американцев Bantam BRC и Ford Pygmy, а также немца Tempo G1200. Последний даже участвовал в советских испытаниях наравне с нашими машинами.
Содержание статьи

Каким был АР-НАТИ?

Этот полноприводный внедорожник в длину достигал чуть больше 3,6 метров (а в ширину и высоту около 1,5 метров). Двери в автомобиле отсутствовали, конструкция предусматривала два проема, которые при необходимости можно было закрыть складными брезентовыми фартуками. Над дорогой днище поднималось почти на 30 см, что позволяло автомобилю спокойно двигаться как по бездорожью или в глубоком снегу, так и взбираться даже на самые высокие бордюры. Кроме того, с внешней стороны двигатель и трансмиссия были дополнительно защищены специальными поддонами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прочие характеристики:

  • двигатель объёмом 3,3 кубометра;
  • мощность – 57 л.с.;
  • расход топлива – 12,4 л. на 100 км (конструкция предусматривала два топливных бака на 30 и 45 литров – они располагались за задними сиденьями);
  • максимальная скорость – 102 км/ч;
  • грузоподъемность – 490 кг (люди и багаж) плюс прицеп на 400 кг.
Аббревиатура в названии расшифровывается как «автомобиль-разведчик». Создавался АР-НАТИ в качестве многоцелевого транспортного средства.

Как создавали и почему забраковали АР-НАТИ?

Внедорожник АР-НАТИ с прицепом
Внедорожник АР-НАТИ с прицепом
НАМИ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В самом начале

В 30-е годы мало какие советские автомобили создавались без участия НАТИ (Научно-исследовательского тракторного института). В январе 1941 года партия поручила им, одновременно с Горьковским автозаводом, в кратчайшие сроки разработать легкий и полноприводный армейский автомобиль многоцелевого назначения по примеру западных аналогов.

Модель новая, составляющие старые

Задание было выполнено очень быстро, отчасти из-за того, что за основу новых моделей брали уже имеющиеся: сцепление и коробку передач позаимствовали у грузовика ГАЗ-ММ, расположение рулевого комплекса – у изящной легковушки ГАЗ-М1, тормозную систему (она была полностью механической и схватывала как передние, так и задние колеса) – у ГАЗ-11-73. Таким образом уже 2 апреля модели НАТИ была готова.

К испытаниям институт подготовил даже две модели и один прицеп. Автомобили АР-НАТИ-1 и АР-НАТИ-2 внешне отличались лишь шириной капота и расположением фар (на узком варианте они были встроенными).

Удачные испытания и печальный конец

Испытания прошли в три этапа: сначала машины (АР-НАТИ и горьковский ГАЗ-64) показали руководству страны, затем модели приняли участие в пробеге (каждая тянула за собой на прицепе 45-милимметровые орудия. Заканчивались «смотрины» испытаниями на полигоне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АР-НАТИ прошел все этапы на отлично (и даже Сталину понравился больше), однако финальное «добро» на то, чтобы отправиться в серию, машина получила слишком поздно, потому что началась война.

Дальнейшие события развивались стремительно: производство АР-НАТИ в спешке было возложено на Горьковский автозавод (который, конечно, не горел желанием заниматься чужим проектом), однако оно так и не началось: одна из экспериментальных моделей вместе с оборудованием была эвакуирована во время бомбардировки, а вторая пострадала из-за авиаудара – снаряд разгромил экспериментальный цех, в котором как раз находился прототип внедорожника.

Еще один эксперимент НАТИ

Полугусеничный автомобиль НАТИ-ВМ (он же ГАЗ-ВМ)
Полугусеничный автомобиль НАТИ-ВМ (он же ГАЗ-ВМ)
Википедия
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АР-НАТИ – не единственный эксперимент Научно-исследовательского тракторного института. Наверное, еще более уникальным был их сверхпроходимый НАТИ-ВМ, созданный в 1937 году. В нем конструкторы попытались объединить два основных направления своей деятельности – создать и автомобиль, и трактор одновременно.

НАТИ-ВМ был полугусеничный. Передние колеса шли стандартные автомобильные, а задние были выстроены по примеру тракторных – только гусеничный движитель был съемным.

После испытаний доводить модель до совершенства не стали: на тот момент в Союзе уже производили ГАЗ-61, бороться с которым смысла не было.

Читайте также: