«Срочно покупайте машину»: эксперты предупредили о катастрофе на авторынке
В первой половине текущего года на авторынке наблюдался рост. Тогда россияне спешили скорее обзавестись новым автомобилем, боясь резкого увеличения цен из-за повышения таможенных платежей и ввода новой схемы оплаты утильсбора. По данным AEB, в марте 2024 года продажи новых легковых и LCV-автомобилей составили порядка 149 000 — на 45% больше, чем в феврале текущего года. Сегодня же ситуация изменилась, дилеры и эксперты прогнозирует рынку падение.
Рост на авторынке замедлится в 2025
Национальное агентство промышленной информации (НАПИ) предложило 3 сценария развития рынка в зависимости от инфляции, колебаний ключевой ставки и других факторов: базовый, оптимистичный и пессимистичный. Согласно базовому прогнозу, в 2024 году в России будет продано 1 097 000 автомобилей, что на 5,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Оптимистичный сценарий предсказывает продажу 1 123 000 машин, что больше на 8,45%. При самом неблагоприятном развитии событий, продажи составят 1 047 000 автомобилей (рост лишь на 1,09%). Однако во всех трех случаях наблюдается замедление роста рынка в 2025-ом.
Среди причин замедления аналитики выделяют экономические санкции, высокие процентные ставки по кредиту, ужесточение условий автокредитования и увеличение утильсбора. Отмечается, что во второй половине 2024-го ситуация может осложниться следующими факторами: Центробанк РФ повысит ключевую ставку, что приведет к росту стоимости кредитования, а также осенью текущего года ожидается очередное повышение утильсбора для юридических лиц.
Тем не менее эксперты НАПИ также определили факторы, способствующие повышению покупательской активности. Среди них – панические ожидания россиян, которые, опасаясь роста цен, повышения кредитных ставок и дальнейшего падения рубля, будут спешить приобрести новые автомобили. Также оживлению рынка может способствовать дополнительное финансирование программ льготного автокредитования и стандартные циклы замещения легковых автомобилей.
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» солидарны с таким прогнозом, согласно которому по итогам 2024-ого ожидается падение авторынка. Подтверждают это и результаты опроса аналитических агентств, проведенного «Газетой.Ru». По мнению большинства экспертов, одним из триггеров, влияющих на продажи, является высокая ставка Центробанка РФ.
Ожидается серьезное подорожание автомобилей
Замгендиректора группы «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев считает, что если в конце июля Центробанк РФ решит снова поднять ставку, то работа с кредитными сделками значительно усложнится. «Это увеличит расходы дилеров на стоки выкупленных автомобилей. При таком сценарии рынок не будет расти», — объяснил он.
Аналогичной точки зрения придерживается автоэксперт Иван Зенкевич. Он прогнозирует падение покупательского спроса, в результате которого «рынок остановится». По его словам, на этом фоне в стране ожидается серьезное подорожание автомобилей, ситуация будет катастрофической. «Рынок остановится, потому что никто не будет покупать новые автомобили. Соответственно, резко вырастут цены на автомобили б/у. Я думаю, будет печально и грустно», — поделился он мнением.
Об «охлаждении рынка» говорит и гендиректор НАПИ Татьяна Арабаджи. По ее мнению, виноваты в этом «ужесточающие меры, повышающие цены и затрудняющие ввоз иномарок, а также высокие ставки по кредитам и некоторая удовлетворенность потребителя».
Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев советует покупать транспорт прямо сейчас, потому что в ближайшем будущем ожидается подорожание кредитов и повышение ставок. Подтверждает это и директор «Автостата» Сергей Удалов: «Сейчас дилеры предлагают купить автомобили в кредит, пока они не стали дороже. Машины надо покупать сейчас, потом, скорее всего, рынок отыграет вниз».
Более оптимистичный прогноз дает автоэксперт Владимир Сажин. По его мнению, из-за роста цен на бензин и доставку запчастей автомобили подорожают, но незначительно. «Вполне вероятно, что машины станут покупать меньше, и стопроцентных продаж не будет. Но, опять же, в случае подорожания дилерам придется распродавать автомобили со складов, иначе зачем нужен такой бизнес? Может быть, дилеры придумают какие-то интересные предложения, чтобы привлечь покупателя, и не только за счет цены», — рассказал специалист.
Прокомментировал Сажин и увеличение сборов. Как объяснил эксперт, это касается автомобилей, произведенных за пределами России. По его словам, этот шаг направлен на поддержку отечественного производства и привлечение новых компаний. Эксперт отметил, что данная мера в первую очередь затронет европейские компании, использующие «кривые схемы».
Средний размер автокредитов вырос в 2024
Тем временем в России увеличился средний размер автокредита. Согласно данным, предоставленным кредиторами в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года он составил 1 470 000 рублей, что на 4% больше, чем в мае 2024 года (1 410 000 рублей), а также это на 5,3% превышает показатель за аналогичный период 2023 года.
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков отметил, что за последние 2 месяца наблюдается рост среднего размера автокредита по отношению к началу 2024-го. Как рассказал Волков, во второй половине прошлого года этот показатель превышал 1 500 000 рублей, что было связано в основном с ростом цен на автомобили, тогда как в 2024-ом размер автокредита стабилизировался в диапазоне от 1 400 000 до 1 470 000 рублей. «Во многом это было обусловлено скидками, акциями и субсидированием ставок со стороны дистрибьюторов и автопроизводителей», — объяснил он.
Цены на машины резко упали в России: что будет происходить с авторынком этой весной
В России «заморозились» цены на машины. Что будет с авторынком дальше?