Технологии в каршеринге: что помогает развивать культуру аккуратного вождения

Каршеринг сегодня — один из самых популярных видов общественного транспорта. За шесть лет автомобили в яркой оклейке стали неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры многих городов и привычным участником дорожного движения. Масштаб бизнеса и его влияние на жизнь мегаполисов накладывает на каршеринговые компании ответственность: важным становится не только удобство сервиса, закупка новых интересных марок машин и расширение зоны покрытия. Новый, но неоспоримо важных приоритет для таких сервисов — прививать культуру безаварийного вождения, обучать и поощрять аккуратных пользователей, заботиться о безопасности на дорогах.
Технологии в каршеринге: что помогает развивать культуру аккуратного вождения
Делимобиль

«Операторы каршеринга как никто другой заинтересованы в том, чтобы машины арендовали аккуратные и внимательные водители. Поэтому в нашу бизнес-модель заложен фокус на повышение культуры вождения и безопасности да дорогах», — поясняет Елена Бехтина, генеральный директор сервиса «Делимобиль».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Делимобиль» стоит у истоков формирования рынка каршеринга в России. Компания начинала работу в Москве всего со ста автомобилей в 2015 году. Сегодня бизнес компании это более девятнадцати тысяч автомобилей, самое широкое географическое присутствие, охватывающее одиннадцать городов России и три зарубежные страны, более ста двадцати тысяч поездок в стуки и шести с половиной миллионов пользователей.

Со стороны может показаться, что основу всего составляют автомобили, но рассматривать каршеринг исключительно как автомобильный бизнес неправильно. Работу сервисов обеспечивает множество технологий, позволяющих не только своевременно обслуживать автопарк и предсказывать спрос, но и анализировать поведение водителей за рулем, влияя на их манеру езды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Технологии идентификации пользователей

Открывая доступ к своему автопарку, компании необходимо быть на сто процентов уверенной, что приславший на регистрацию документы человек является их владельцем. Что эти документы не были потеряны или украдены. Поэтому весной 2020 года «Делимобиль» внедрил специальный алгоритм идентификации пользователей, работающий по принципу «живой» фотографии, —- Liveness. Сейчас при подаче документов на регистрацию в «Делимобиле» помимо привычных селфи с документами пользователю необходимо предоставить объемные фотографии, напоминающие короткие видео. Перед первой арендой система также просит пользователя еще раз пройти liveness-верификацию. В мобильном приложении нового пользователя появляется специальное окно, куда необходимо загрузить фотографию в объеме, сделанную в салоне автомобиля. 3D-сканирование по live-изображению позволяет подтвердить, что за руль садится именно владелец аккаунта. Без прохождения этой процедуры автомобиль невозможно завести.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технология по принципу работы более всего напоминает FaceID и ее аналоги, а прохождение верификации занимает менее 20 секунд. К автоматическим алгоритмам распознавания на начальном этапе был добавлен и ручной разбор «живых» фотографий, в случае если пользователь проходил проверку в ночное время. Однако за год совершенствования и развития технологии необходимость в нем практически отпала.

«Теперь никто не может завести наш автомобиль, пока не сделает объемную фотографию внутри машины и не пройдет полную верификацию. С помощью этих технологий "Делимобиль" на 100% заблокировал любые попытки несанкционированных доступов», — уверен Дмитрий Рязанов, директор по продукту «Делимобиль».

  • Технологии прогнозирования аварийных ситуаций
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не секрет, что все автомобили каршеринга оснащены телематическим оборудованием, которое позволяет удаленно получать информацию от бортовых систем. В режиме реального времени видеть, с какой скоростью передвигается автомобиль, не совершает ли опасных маневров, находится ли в разрешенной зоне и как припаркован.

На основе более чем сотни сигналов от телематических датчиков «Делимобиль» сформировал алгоритм, позволяющий вычислить вероятность совершения ДТП тем или иным пользователем в будущем, если определенные паттерны его вождения не меняются. В систему загружаются параметры всех предыдущих поездок пользователя, что дает возможность составить полное представление о его манере езды и просчитать вероятность аварийной ситуации. Сейчас точность работы технологии уже превышает 85%. При этом такая предиктивная аналитика помогает компании в прямом смысле влиять на манеру езды: в мобильном приложении пользователь получает уведомления, если его манера езды стала более агрессивной и небезопасной. Компания дает рекомендации по тому, на что обратить внимание при следующей поездке и каких маневров стоит избегать в будущем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем, кто не прислушивается к советам и не меняет свой стиль вождения во время следующей поездки, сообщается о временной или постоянной блокировке аккаунта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Технологии оценки водителей и рейтинг

Осенью 2020 года «Делимобиль» первым среди операторов каршеринга запустил рейтинг пользователей, который позволяет влиять на стоимость поездки и получать привилегии от сервиса за аккуратное вождение.

Данные о манере езды пользователя вместе с наличием и отсутствием штрафов и частотностью поездок легли в основу индивидуального рейтинга. Высокий рейтинг обеспечивает существенное снижение цены поездки — до минус 30 процентов и дополнительные поощряющие аккуратное вождение опции, например, — расширенное страхование, доступ к бизнес-парку и машинам премиум-класса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом низкий рейтинг каждый пользователь может исправить, так как в приложении компания дает советы по улучшению манеры езды и сообщает о том, на что необходимо обратить внимание.

«Наша задача — привить культуру аккуратного вождения с помощью системы рейтинга, предусматривающего как поощрение, так и "санкции". И практика показала, что именно поощрение дает максимальный результат. Стремясь улучшить свой рейтинг более 35 процентов наших пользователей кардинально изменили манеру езды», — объясняет Дмитрий Рязанов.

  • Технологии для определения концентрации внимания

Предиктивный анализ и поощрение аккуратного вождения через рейтинг и скидки не стали единственными мерами, позволяющими «Делимобилю» повышать безопасность на дорогах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы не допускать за руль водителей, чья скорость реакции и концентрация снижены из-за усталости или иных причин, компания первой на мировом рынке разработала и внедрила специальный цифровой тест на определение скорости реакции — digital-quiz. В заданиях теста на экране мобильного приложения пользователю необходимо за определенное время подобрать последовательность цифр или геометрических фигур.

Водители проходят тестирование без возможности забронировать автомобиль с 11 вечера до 5 утра: в этот период максимально высок риск, что человек садится за руль в состоянии, опасном для управления транспортным средством. Если пользователь не набирает достаточно баллов, ему ограничивают доступ к сервису на ближайшие несколько часов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время разработки принципов работы технологии digital-quiz компания консультировалась с полицией и наркологами и учла их рекомендации.

«Мы проверяли задания на посетителях ночных баров и клубов и просили их пройти наш тест. После двух-трех порций напитков им уже не удавалось выполнить задания с нужной точностью и скоростью», — рассказывает Дмитрий Рязанов, директор по продукту «Делимобиль».

Планы и перспективы

В первые дни после запуска рейтинга доля клиентов «Делимобиль» с показателем выше 4,5 составляла около 3%. Но за неполный год она выросла почти в три раза. Существенно снизилось и количество ДТП по вине пользователей сервиса — более чем на 20% год к году.

Компания планирует дорабатывать уже запущенные и создавать новые алгоритмы для повышения безопасности на дорогах и активнее сотрудничать с автомобильными школами, создавая специальные образовательные цифровые продукты для тех, кто только собирается сесть за руль.

«Наша текущая цель — чтобы водители каршеринга вообще не попадали в ДТП и не были их виновниками. А цель на перспективу — вывести каршеринг в лидеры транспортных сервисов по критерию безопасности», — подчеркивает Елена Бехтина, генеральный директор сервиса «Делимобиль».