Terrafugia TF-X: необычный концепт летающего автомобиля
«Некрасивые самолеты не летают» — эту фразу приписывают авиаконструктору Андрею Туполеву. А вот про автомобили никто ничего подобного не говорил. Поэтому неудивительно, что летающий автомобиль Transition, первенец массачусетской компании Terrafugia, в воздухе выглядит как сносный гидросамолет и, соответственно, неплохо летает, но на дороге напоминает скорбный гибрид богомола с пандой. Создатели Transition гордятся тем, что аппарат помещается на стандартное парковочное место для легковушки. Правда, это справедливо только в том случае, если вы живете в Америке и под легковушкой подразумеваете шестиметровый пикап. Да и что это за название такое неблагозвучное — «Транзишн»?
Ругать Transition можно сколько угодно. Согласно студенческому поверью, машине это даже на пользу: в настоящий момент она сдает очередную порцию затянувшихся сертификационных экзаменов, обрастая подушками безопасности и прочим чуждым авиационному миру балластом. А главное, ее создатели все равно не обидятся: ведь недавно они явили свету концепт TF-X, к которому критика просто не липнет. И в воздухе, и на земле машина выглядит как шикарный аппарат из фантастического будущего. На такой можно гоняться за преступниками и не стыдно подкатить к Большому театру в смокинге и бабочке. Terrafugia TF-X воплощает наши самые смелые киношные мечты о летающих машинах. И речь идет вовсе не о «Ситроене» Фантомаса и даже не о «Делореане» Дока из фильма «Назад в будущее». TF-X — это скорее летающее такси из «Пятого элемента». Разница лишь в том, что Terrafugia — это не киностудия, а классная конструкторская команда, опыта и целеустремленности которой хватит на то, чтобы воплотить мечту в реальность.
Конвертобиль
Итак, вы садитесь за руль, пристегиваетесь и вводите в навигатор пункт назначения, некий адрес в соседнем городе, после чего включаете левый поворотник и выезжаете на дорогу. Водитель впередиидущей машины видит в зеркале обычный автомобиль. Трансформер в TF-X проще всего распознать сзади по внушительному толкающему винту-импеллеру, забранному в аэродинамическое кольцо и совмещенному с рулями направления и высоты. Эта конструкция навевает воспоминания об американских седанах 1960-х — тогда автомобили увешивали аэрокосмической атрибутикой просто для красоты.
Добравшись до ближайшей вертолетной площадки, вы оцениваете погодные условия и даете аппарату разрешение на взлет. Дальше он все сделает сам: из открывшихся по бокам обтекателей покажутся электродвигатели со сложенными пропеллерами, над корпусом расправится по-истребительному короткое крыло. Трансформация не займет и минуты времени.
Концепт взлетит вертикально, направив в небо пропеллеры, как конвертоплан Osprey. Автопилот сам выведет машину на нужный курс. Импеллер разгонит аппарат до крейсерской скорости, пропеллеры плавно повернутся в вертикальную плоскость, а затем и вовсе сложатся, целиком переложив обязанности по созданию подъемной силы на короткое крыло.
Посадку TF-X также совершает в беспилотном режиме, а затем практически мгновенно превращается в обычный автомобиль. И вот вы уже едете по указанному адресу и паркуете трансформер на самой обычной парковке.
Terrafugia TF-X задумана как гибридное транспортное средство. Прямой привод от 300-сильного бензинового двигателя имеет только импеллер. По матушке-земле машину катают электрические мотор-колеса. Пропеллеры для взлета и посадки имеют прямой привод от электромоторов. Емкости, а главное, пиковой отдачи батарей хватает, чтобы развить мегаватт (более 1300 л.с.) мощности на взлете. Для экономии топлива батареи можно заряжать от домашней электрической сети.
Крейсерская скорость четырехместного TF-X обещает превысить 320 км/ч, а запас хода — 800 км. Это больше, чем среднее расстояние между аэропортами в большинстве регионов России или США.
Красивое лобби
Безукоризненную внешность и звучные характеристики Terrafugia TF-X объяснить очень просто: это всего лишь концепт, отражающий видение, цели и стремления компании. Однако TF-X — это гораздо больше, чем эскиз. Конструкция аппарата именно в том виде, в каком он представлен на иллюстрациях, серьезно рассчитана и, по заявлениям руководства Terrafugia, могла бы быть доведена до серийного производства за восемь лет в случае отсутствия бюрократических препон.
Наибольшие вопросы вызывает короткое крыло машины: его удлинение и площадь намного меньше, чем у соразмерных TF-X легких самолетов. Конструкторы объясняют это тем, что при движении в широком диапазоне скоростей начиная с нулевых подъемная сила будет создаваться пропеллерами. Крыло же должно работать только на крейсерских скоростях, достигающих 300 км/ч и более, поэтому большая площадь ему ни к чему — она лишь увеличила бы аэродинамическое сопротивление.
Именно для проверки аэродинамической концепции специалисты Terrafugia построили модель TF-X в уменьшенном масштабе. Ее крыло не так давно прошло статические прочностные испытания, и в ближайшее время модель ждут испытания в аэродинамической трубе имени братьев Райт в Массачусетском технологическом институте. До тех пор она будет храниться в престижном музее Ассоциации экспериментальной авиации в Ошкоше.
И все же главная цель создания концепта — не технологичная, а лоббистская. Расположившись на пересечении двух миров, летающий автомобиль должен соответствовать правилам каждого из них. Со стороны автомобильного законодательства на него давят требования, связанные с безопасностью пассажиров и пешеходов, а также экологические нормы (в которые, впрочем, хорошо вписывается гибрид). Со стороны авиации тоже немало правил: попадание в весовые категории, которым соответствуют пилотские лицензии, летные качества, такие как максимальные углы атаки крыла и скорость сваливания. Эти требования нередко противоречат друг другу. Вписаться и в автомобильные, и в авиационные нормы одновременно практически невозможно. Именно из-за этого серийный выпуск Transition откладывался не менее пяти раз начиная с 2011 года, и состоятельные энтузиасты до сих пор ждут возможности заказать себе трансформер.
Разработчики Terrafugia видят выход из ситуации в том, чтобы убедить автомобильные и авиационные власти: трансформеры — это особый класс транспортных средств, для которых необходимы особые требования. Или хотя бы дать некоторые поблажки, которых Terrafugia регулярно успешно добивается. К примеру, Федеральное управление гражданской авиации США согласилось сертифицировать Transition со скоростью сваливания в 100 км/ч вместо положенных 85 км/ч. А Национальное управление безопасностью движения на трассах разрешило использовать на гибриде мотоциклетные шины вместо автомобильных, чтобы снизить вес.
Красивый во всех смыслах концепт TF-X обещает помочь Terrafugia в общении с властями. Кстати, подавляющее большинство прошений о «поблажках», которые разработчики направляли госорганам за последние пять лет, были удовлетворены. Чиновники проявляют к трансформерам редкую симпатию: видимо, им самим не терпится прокатиться.
Неизбежное невероятное
Будут ли летающие машины востребованы покупателями? Глава Terrafugia Карл Дитрих в этом не сомневается: «В современном мире время приобретает такую ценность, что на некоторых рынках (например, Сан-Паулу, Бразилия) вертолеты уже становятся столь же обычным служебным транспортом для руководителей, как и автомобили. Средняя скорость в Пекине едва превышает 10 км/ч». Согласимся с господином Дитрихом: вертолетное движение в окрестностях Москвы становится все более интенсивным.
Как ни парадоксально, беспилотные летательные аппараты, в отличие от набирающих обороты беспилотных автомобилей, не требуют ни новых технологий, ни даже нового правового регулирования. Автопилоты чаще людей управляют пассажирскими лайнерами, в том числе на посадке. Такие же системы для легких частных самолетов давно доступны на рынке. Автомат едва ли не лучше пилота способен почувствовать ветер или турбулентность и моментально скорректировать движение аппарата.
Наконец, обладать летательным аппаратом, равно как и дорогим высокотехнологичным автомобилем, — это модно. Поэтому рискнем дать прогноз: через 10−15 лет вы вполне сможете встретить Terrafugia в центре большого города, и, возможно, за рулем будет сидеть человек, даже не получивший летную лицензию.