В чем отличия спорткара, болида и обычной машины
Сейчас, в 21 веке, перед началом изготовлении автомобиля перед инженерами, дизайнерами и маркетологами стоит в первую очередь вопрос: какую задачу будет выполнять автомобиль. Исходя из этого на дорогах можно встретить такое разнообразие спорткаров, суперкаров, гиперкаров и других машин. Давайте подробнее разберемся, в чем же разница между спорткарами, болидами и обычными машинами.
Главная задача болида — быть быстрым
Это машина, изначально созданная лишь с одной целью — побеждать в соревнованиях и привозить своего пилота прямо к высшей ступеньке подиума. Если машина эту задачу закрывать не может — она считается неудачной. Пример этого мы видим во всех автоспортивных соревнованиях, где перед началом самая важная задача для гоночных команд — построить конкурентоспособное шасси и собрать мотор, который будет выдавать мощность не меньше, чем у других авто.
Дальше в дело вступает «регламент соревнований», который уже говорит, где инженерам нужно потратить больше времени и денег, чтобы реализовать весь потенциал в рамках правил, а где нужно остановиться и не перейти черту «законов автоспорта».
Многие, кстати, считают, что болид — это машина с открытыми колесами, но это не совсем так. Есть еще болиды с закрытыми колесами — их часто называют прототипами.
Как главное отличие болида от остальных машин можно рассматривать его бескомпромиссность. В болид нельзя загрузить детей или рассаду, иногда даже нет места для ручной клади и, скорее всего, неподготовленному человеку будет сводить по очереди все мышцы, если он попытается проехать на нем хотя бы пару кругов по треку. В этом же, кстати, кроется отличие «пилота» от «водителя», но мы поговорим про это в другой статье.
Выполнять другие задачи он не способен. Примеры болидов: Формула-1, Формула-2, Формула-3, Формула-Рено, Формула-4, Oreca 07 (прототип), Aurus 01 (прототип), Машины гоночной серии Indycar и Nascar
Со спорткарами и суперкарами все немного сложнее
Здесь возможно 3 пути:
- Сделать более «прагматичную» машину из гоночной. То есть разнообразить функционал и приспособить автомобиль, изначально созданный для треков и соревнований, к дорогам общего пользования.
- Наоборот – сделать из машины, изначально созданной только для дорог общего пользования и с задачей гражданской эксплуатации, ту, которая сможет «переваривать» активное вождение в городе и, что гораздо тяжелее, на треке.
- Изначально сконструированный автомобиль с возможностью проехать «с ветерком» по треку, но пригодный для ежедневной эксплуатации в городе.
В любом случае, это компромисс, то есть у машины есть несколько функций.
Не у всех производителей получается хорошо уместить в одном автомобиле все задачи. Но те, кому удалось найти баланс между скоростью и комфортом, — стали автомобильными гигантами.
Что вы видите, когда замечаете очередной суперкар Lamborghini или Ferrari в городе?
Успешный человек, едет по своим важным делам, на него смотрят со всех сторон и завидуют? Я вижу это немного иначе.
Дело в том, что машины с компромиссом не идеальны везде. В городе такому водителю больше приходиться работать, чем получать удовольствие от поездки. Низкий клиренс для аэродинамики — любая яма может оторвать или поцарапать бампер, ну а лежачий полицейский — это вообще настоящий вызов.
Маленький угол обзора и большие «мертвые зоны» — перестраиваться в потоке на суперкаре можно, только если вы нарисовали у себя в голове план движения машин вокруг и успели обсудить его с психологом на предмет обдуманности своего маневра.
Жесткое крепление двигателя к кузову и громкий выхлоп — по телефону в Zoom не поговоришь, но назначить скорый визит к массажисту можно будет и по смс. Даже просто выйти и зайти в машину, не испачкавшись о порог, — задача для мужчины, а не мальчика.
Все это говорит о том, что эксплуатация суперкара в городе, как минимум, «неудобна». Конечно, многое зависит от каждого конкретного авто: есть марки и модели суперкаров и спорткаров, на которых перемещаться по городу может быть крайне комфортно и безопасно (например, вождение Porsche 911 в городском трафике ничем не отличается от вождения обычного горячего хэтчбека, это крайне комфортная машина для каждодневных поездок).
Спорткары и суперкары, которые сделаны из обычных машин в гражданской езде будут очень похожи на своих «овощных» братьев, но, как правило, на треке у них больше проблем: перегретые тормоза, высокая температура работы мотора, неудобные сиденья со слабой боковой поддержкой, высокий вес и огромная инерция заставляют водителя больше сбрасывать скорость перед поворотом, то есть и здесь компромисс.
Задача спортивного авто — быть быстрым для трека и комфортным для дорог общего пользования, но найти машину в балансе не всегда легко.
- Примеры спорткаров: Audi TT RS, Renault Megane RS, Porsche Boxster
- Примеры суперкаров: Porsche 911, Audi R8, Lamborghini Huracan, Ferrari F8
- Примеры гиперкаров: Bugatti Veyron, McLaren P1, Pagani Huayra
Раздел про гражданские машины будет совсем коротким
Задача такого автомобиля — возить одного или нескольких человек из точки А в точку Б комфортно, надежно и безопасно. Если машина не может выполнять даже эти функции — она бесполезна и использовать ее не стоит.
Эксплуатация гражданской машины должна быть простой. Надежность и комфорт здесь стоят на первом месте, про скорость никто не думает. Если попытаться использовать такой автомобиль в спортивных целях без доработок, то, скорее всего, у вас сразу же начнутся проблемы, просто потому что инженеры не закладывали в нее такую функцию.
Болид — это транспортное средство, созданное для гонок и только для них.