В Россию запретили ввоз внедорожников через Белоруссию: что произошло и как теперь быть

Евросоюз запретил белорусско-российский транзит машин с дорожным просветом более 165 мм.
В Россию запретили ввоз внедорожников через Белоруссию: что произошло и как теперь быть
GettyImages
Содержание статьи

Что произошло

ЕС ввел новые ограничения в отношении Белоруссии, которые затрагивают поставки автомобилей. Согласно этим ограничениям, запрещен транзит через территорию Белоруссии автомобилей с клиренсом более 165 мм, то есть большинства кроссоверов. О новом запрете сообщает портал Autonews.ru. Ограничения закрывают важный канал параллельного импорта таких машин в Россию через Белоруссию. Хотя прямого запрета на ввоз подобных автомобилей в саму Белоруссию нет, транзит через эту страну теперь невозможен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С чего все началось

В начале июля в Сети начали появляться сообщения о запрете поставок в Белоруссию машин с дорожным просветом (клиренсом) 165 мм и более, то есть как минимум всех кроссоверов. Первыми на важные ограничения, касающиеся импорта машин, обратили внимание блогеры и белорусские СМИ. По их утверждениям, к ранее действовавшему запрету на поставки в республику машин с моторами объемом более 1,9 л и гибридов добавились запрет на ввоз машин стоимостью 50 тыс. евро, мотоциклов стоимостью 5 тыс. евро, а главное — автомобилей с дорожным просветом 165 мм и более, то есть самой популярной категории транспорта, кроссоверов. Жалобы на запрет ввоза в Белоруссию машин с клиренсом 165 мм и более стали поступать и от участников автобизнеса. По сообщениям перегонщиков, таможенники стали замерять дорожный просвет автомобилей, ссылаясь на новый регламент ЕС. Но в тексте опубликованного на официальном сайте Евросоюза «Регламента Совета ЕС об ограничительных мерах в связи с ситуацией в Белоруссии» от 29 июня информации о таких ограничениях поначалу не содержалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что прописано в регламенте

На днях журналисты издания нашли на сайте ЕС расширенную версию упомянутого регламента. В нем действительно прописаны дорожный просвет и другие параметры автомобиля: со страницы 195 идет Приложение XIVа, а на странице 226 упоминается дорожный просвет. При этом для Белоруссии запрещен именно транзит, а не ввоз автомобилей для личного пользования или продажи внутри страны — то есть белорусских автомобилистов кроссоверами пока никто не обделил. Более того, у покупателей, как выяснилось, еще есть немного времени успеть привезти автомобиль и не попасть под санкции. Один из автодилеров поделился с журналистами официальным разъяснением от литовской таможни. В нем указано, что запреты, прописанные в регламенте, не применяются к контрактам, заключенным до 1 июля 2024 года, и к исполнению дополнительных контрактов до 2 октября 2024 года: до указанной даты ввоз оказавшихся под санкциями машин возможен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что это значит для покупателей автомобилей в России

Поставки в Россию люксовых машин дороже 50 тысяч евро попали под европейские санкции еще в 2022 году, а запрет на экспорт в страну всех новых и подержанных автомобилей с двигателем рабочим объемом более 1,9 литра, электромобилей и гибридов (независимо от цены) начал действовать в июне 2023 года. После введения европейских санкций в отношении России Белоруссия стала одним из важнейших каналов поставок в нашу страну автомобилей по параллельному импорту. Львиная доля автомобилей, попадающих в Белоруссию, ввозится для последующей продажи в Россию. При этом через братскую республику к нам попадают машины как европейского, так и китайского производства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Опрошенные Autonews представители компаний-импортеров автомобилей отметили, что ограничения по клиренсу стали неожиданностью и серьезно озадачили многих поставщиков машин, однако точный механизм применения ограничений пока неизвестен и многое остается на усмотрение конкретного таможенного органа. Эксперты также отмечают, что есть и другие страны, через которые в настоящий момент осуществляется ввоз и кроссоверов, и внедорожников на рынок России. А импортеры уже приобрели такой богатый опыт работы в условиях санкций, что через какое-то время сумеют перестроить свои логистические схемы. Поэтому автомобили с большим клиренсом останутся доступны. Но совершенно точно, что везти их придется дольше и для покупателя они будут обходиться дороже.