Где брать запчасти для автомобилей, чьи бренды ушли из России? И у кого требовать ремонт по гарантии?
Проблема не нова
В России во все времена были автомобили, которые были выпущены автомарками в других странах и даже за океаном, но при этом эти бренды никогда официально не поставляли эти модели на нашу территорию. Признаем и тот факт, что таких автомобилей было немного, и этот мизер никогда не был чем-то существенным на авторынке. Например, огромные американские пикапы RAM и утилитарные внедорожники и легковые автобусы комфорт-класса GMC. Тем не менее, эти автомобили колесят по просторам Российской Федерации, имеют своих поклонников и стоят немало. Спросите их владельцев, полагались ли они на гарантию (которой не было), как искали и приобретали запчасти и где проходили сервисное обслуживание.
И вы узнаете много нового. Например, что можно было на ebay.com найти многие запчасти даже для самых редких и старых моделей, а логистические компании доставляли заказы из США прямо к двери покупателя в России.
Однако, в нынешних условиях и на забугорных маркетплейсах уже россиянам не рады и резко отказываются отправлять товары в нашу страну. Да и американские транспортные компании тоже ушли...
Китай придет на помощь?
В условиях новой реальности многие автовладельцы, которые привыкли приобретать запчасти в известных интернет-автомагазинах для своих иномарок, столкнулись с тем, что цены на практически все товары выросли как минимум в 2 раза. Это касается, в первую очередь, тех товаров, которые традиционно считаются расходниками: сальников уплотнения двигателя, трансмиссии и приводов; моторных масел и трансмиссионных жидкостей; элементов подвески. Оригинальные детали все еще формально висят в списке доступных для заказа, но срок их поставки может увеличиться до неприличных 1,5 – 2 месяцев, а после заказа и даже оплаты может прийти ответ, что позиция снята и продавец будет вынуждент вам просто вернуть деньги или попросить заказать аналог из родом Поднебесной с возвратом части средств.
В этих условиях автолюбители уже самостоятельно протоптали тропу на азиатские маркетплейсы, где можно найти какие-то детали для иномарок, но не все и не всегда. Азиатские братья слабо поспевают за развитием ситуации, хотя выбор различных запчастей для американских и европейских иномарок (в виде неоригиналов) уже заметно шире, чем год назад.
Что говорят дилеры?
Как только стало известно, что московский завод Renault (бывший АЗЛК) перешел под патронаж правительства Москвы и снова будет выпускать машины под брендом «Москвич», владельцев марки Renault поспешили упокоить, что гарантийным и сервисным обслуживанием их машин займется АвтоВАЗ. Официальные лица уверяют, что проблем для запчастей для этого бренда нет.
Однако некоторые владельцы сетуют на то, что определенные мелкие запчасти, которые не являются предметом массового спроса, уже просто так по каталожному номеру не заказать и нигде не найти. Другие же поняли, что в нынешних условиях просто невозможно требовать от кого-то соблюдения гарантийных обязательств и просто прекратили ездить на обслуживание к дилерам и к тем, кому были переданы эти полномочия после ухода европейских и американских брендов.
Владельцам «американцев» особенно тяжело
После того, как GM собрала все свое бренды в чемодан и увезла их домой за океан, многие владельцы люксовых, то есть очень дорогих автомобилей, остались наедине со своими проблемами. Да, многие поставщики запчастей из США продолжают ввозить товары, несмотря на западные санкции. Как-то им удается сохранять каналы логистические цепочки, но цену за все это платит в итоге потребитель. Так, если год назад радиатор на автомобиль производства концерна GM можно было купить за 18 тысяч, включая доставку, то сейчас цены взлетели в 2 раза, при этом срок поставки увеличился. Это если говорить о заказных запчастях. Все же в наличии у продавцов есть некоторые позиции, но цены на них уже достигают космоса, и только обеспеченный человек будет готов выложить сотни тысяч за обычное лобовое стекло. Хотя, как мы знаем, богатые люди потому и богаты, что не будут безрассудно тратить деньги, даже если на кону стоит любимый Cadillac Escalade.
Варианта два:
- Продавать машину сейчас, пока хоть кто-то ее может купить, и пересесть на более дешевую в обслуживании машину
- Продолжать ездить на автомобиле и в ужасе ждать ДТП любого масштаба или рядовой поломки.
Европейцы выжидают
Что касается премиальных о обычных «народных» автомарок родом из ЕС, то многие из них окончательно не порывали связей с Россией, которая является для них важной частью глобального рынка сбыта, но и не афишируют свою окончательную позицию. То есть они прекратили поставки новых машин, ссылаясь просто на дефицит деталей и комплектующих, но нас не проведешь.
Официальные дилеры в России вынуждены продлить сроки гарантийного ремонта для «европейцев», и в этих условиях радует уже то, что все обязательства перед покупателями они продолжают выполнять. Представители компаний уверяют, что на центральных складах есть достаточный запас самых популярных запчастей, и проблемы могут быть лишь с редкими кузовными деталями и электронными блоками (вспомним недавний кризис чипов).
Параллельный импорт
Эта мера, которая уже является официальной, должна сильно выручить всех нас, если ситуация с кризисом продлится дольше года: на эти рельсы так или иначе перейдут все компании, работающие в поставках запчастей, и после окончательной утряски всех возможностей поставок можно будет о стабильных ценах и сроках. Пока что же и цены на одну и туже позицию в запчастях у разных компаний могут отличаться в разы, и срок доставки деталей к потребителю выясняются уже по факту.
Что говорит закон?
Речь идет о том, что вообще уход автобрендов из России и все эти западные санкции, по сути, являются незаконными мерами, вызванными политическим давлением на бизнес там, за рубежом. Если мы говорим о юридической стороне, то статус кво должен сохраняться. Согласно ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей», претензии по качеству автомобиля можно предъявить к продавцу, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, а также к импортеру.
Но как вы себе представляете иск в международный суд с требованием выполнять гаранию на европейский автомобиль от истца из России. Формально такой иск могт даже принять, но вряд ли кто-то на той стороне будет исполнять решение суда, если даже оно будет принято в пользу российского гражданина.
Как быть?
В условиях того, что все европейские и американские маркетплейсы просто отказываются отправлять заказы в Россию (даже если вам и удастся как-то их заранее оплатить), то большинству тех, кто лишился поддержки автобрендов, придется искать обходные пути самостоятельно и налаживать пути закупки запчастей для своих иномарок через третьи страны, например, Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан или Китай.
Возможно, что часть бизнеса в Европе все-таки решит не терять прибыль и тоже будет искать пути параллельного экспорта в обход санкций своих стран, но с этим точно в ближайшее время еще будут проблемы.
Еще по теме:
Строго говоря, вместо параллельного импорта сейчас существует «серый» ввоз автомобилей, потому по-прежнему никаких гарантий на ввезенные таким образом машины не будет.