Виски и скорость: как алкоголь превратил незаконные гонки с полицией в самый любимый автоспорт Америки

Рассказываем забытую историю муншайнеров, которые во время сухого закона в США тайно возили алкоголь на прокачанных автомобилях, а еще основали одну из самых популярных гонок в мире.
Виски и скорость: как алкоголь превратил незаконные гонки с полицией в самый любимый автоспорт Америки
Getty images
Содержание статьи

Сегодня миллионы фанатов NASCAR собираются на стадионах и смотрят, как мощные спорткары наматывают круги на скоростях за 300 км/ч. Но лишь немногие помнят, с чего все начиналось. Пристегнитесь, будет интересно!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пьяные гонки под луной

В период 1920-1930-х годов в США главенствовал Сухой закон. Во многих штатах с алкоголем боролись радикально – 18-я поправка в Конституцию США полностью запрещала продажу, производство и транспортировку спиртного.

Но нельзя просто взять и запретить людям пить: на место легальных производителей и продавцов пришли контрабандисты. За работу взялись американские (и не только) мафиози, которые в кустарных условиях готовили самогон и распространяли его по «сухим» штатам.

Государственные агенты осматривают самодельную самогонную установку
Государственные агенты осматривают самодельную самогонную установку
Getty images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно в этот момент в США начался расцвет культуры самогона. Чтобы не привлекать внимание «фараонов», самогонщикам приходилось шифроваться: напиток готовили только по ночам, чтобы дым от перегонных установок был максимально незаметным.

Кстати, поэтому самогон в Штатах называют муншайном: moon shine переводится как «лунный свет». А сами контрабандисты получили прозвище «бутлегеры» – это слово наверняка знакомо жителям СССР, которые слушали зарубежную музыку на подпольных пластинках. Романтично, не правда ли?

Однако приготовить самогон – это только полдела: надо еще и доставить его конечному получателю. Задача не из легких, учитывая, что каждую фуру или машину могут проверить. Если блюститель закона найдет в автомобиле подозрительный бак, в котором что-то плещется – пиши пропало. Поэтому транспортировка муншайна была делом рискованным и больше походила на гонки с полицией при лунном свете. Побеждал тот, чья машина быстрее, а навыки пилота – лучше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Getty images

«Муншайновые бегуны»

Moonshine runners – такое название получили автомобили, подготовленные для тайной перевозки муншайна. Транспортировка проходила по длинным и ровным шоссе, поэтому скорость имела первостепенное значение. Муншайнеры брали обычные Ford, Dodge, Oldsmobile и Chevy – и превращали их в настоящих монстров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Под капотами таких машин прописывались моторы V8, оснащенные новыми карбюраторами, впускными коллекторами и даже ранними версиями турбин и нагнетателей. Некоторые из бывших контрабандистов хвастали, что их автомобили развивали до 500 л.с. – невероятная цифра для машин вековой давности!

Один из первых муншайн-раннеров
Один из первых муншайн-раннеров
motortrend.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, для муншайнеров важна не только мощность. Машина должна максимально походить на ее серийный аналог – поэтому никаких спойлеров, красивых дисков или яркой аэрографии. Позднее таких «волков в овечьей шкуре» начали называть слиперами. А еще автомобилю лучше быть побольше, чтобы в тайном отсеке в багажнике можно было установить крупный бак для перевозки самогона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один критерий правильного муншайн-раннера – способность выдерживать большие нагрузки. Когда у тебя за спиной плещется 600 литров нелегального самогона, а скорость на спидометре переваливает за 100 км/ч, лучше полагаться на что-то большее, чем молитва и доброе слово.

Поэтому подвеску усиливали листовыми рессорами. Это помогало ей справляться с большими весами и компенсировало смещение центра тяжести. Забавный факт: когда баки для самогона были пустыми, у таких машин задиралась задняя часть, и только с полным резервуаром автомобиль выглядел нормально.

А еще в муншайн-раннерах были установлены гаджеты, которым позавидовал бы сам Джеймс Бонд! Скрытые баки под полом, переворачиваемые номерные знаки, кнопки для отключения задней оптики и перехода в «режим невидимости» – все, чтобы максимально запутать полицию во время погони.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скорость опьяняет

У всех бутлегеров была общая черта: они были повернутыми на адреналине и скорости. Особенно много контрабандистов было в регионе Аппалачи. Великая депрессия ударила по жителям этого региона сильнее всего. Нелегальные изготовление и перевозка алкоголя были чуть ли не единственным способом прокормить семью, причем некоторые бутлегеры занимались этим с самого детства.

С помощью таких брошюр бутлегеры изучали устройство машин и придумывали, как сделать их быстрее
С помощью таких брошюр бутлегеры изучали устройство машин и придумывали, как сделать их быстрее
worldofspeed.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда твоя жизнь зависит от того, как далеко зайдет стрелка спидометра в погоне с полицией, легко полюбить это чувство. Достаточно один раз поучаствовать в ночной погоне с полицией, чтобы ощутить вкус нелегальной жизни. Или попасть за решетку, если твои навыки пилота оказались хуже, чем ты ожидал.

К тому же, когда в твоем гараже стоит 500-сильный зверь, велик соблазн выкатить его на стартовую решетку и показать всем, что ты быстрее не только «фараонов», но и других муншайнеров. Соревнования решали сразу две проблемы: тешили самооценку участников и помогали им развивать свои драйверские навыки.

Первые гонки

Как и многие другие гоночные серии, битвы муншайнеров сначала проходили на маленьких пятачках. Достаточно было насыпать ровное покрытие на ярмарке или конном ипподроме, чтобы превратить его в импровизированный гоночный трек. К тому же, такие локации привлекали целые толпы зевак, готовых заплатить пару баксов за зрелище.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Так в 1956 году выглядела одна из первых гонок
Так в 1956 году выглядела одна из первых гонок
Getty images

В 1933 году произошло важное событие: Сухой закон отменили. Власти штатов поняли, что запретить любовь людей к алкоголю невозможно. Если не сможешь победить – возглавь: уже в середине 1930-х легальные компании по производству спиртного были на коне. Однако муншайнеров это не остановило. Зачем делить прибыль с крупными игроками рынка, если можно сбывать самогон по более низким ценам, да еще и получать удовольствие от ночных поездок наперегонку с копами?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К тому же, в 1932 году появился Ford Deuce Coupe – настоящая легенда среди муншайнеров. Он оснащался мотором V8, который имел огромный потенциал для тюнинга, а в багажнике было достаточно места для огромного бака с самогоном. Бутлегеры получили новую игрушку и не остановились, пока не выжали из нее все соки.

Организованное безумие

Годы шли, и все больше муншайнеров подавались в гонки. Теперь они могли зарабатывать круглосуточно: ночью перевозишь самогон, а утром выходишь на старт легального заезда. Победителю доставался призовой фонд и внимание красоток. Чем не идеальная жизнь для молодого фаната быстрых автомобилей?

В погоне за деньгами и славой движение муншайнеров провело все 1940-е годы. После окончания Второй мировой ряды гонщиков пополнили бывшие солдаты, которые повидали ужасные вещи на поле боя. Ночи в гараже стали для них чем-то вроде терапии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем временем, нелегальное производство алкоголя теряло свою популярность. А гонки, наоборот, становились все более масштабными и организованными. По всей стране появлялись новые гоночные треки с приличным асфальтом, большими трибунами и богатой развлекательной программой.

Неудивительно, что вчерашние контрабандисты увлеклись гонками и переквалифицировались в профессиональных гонщиков. Приятнее, когда за тобой гонятся другие «бензиноголовые», а не патрульная машина с мигалками. Поэтому трансформация отдельных гонок в один большой чемипонат оказалась делом времени.

Рождение NASCAR

Getty images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

21 мая 1948 года была основана организация NASCAR – National Association for Stock Car Auto Racing, или «Национальная ассоциация гонок на стоковых автомобилях». В первые годы существования NASCAR жила на деньги от нелегального бизнеса: многие механики, гонщики и даже владельцы трасс имели связь с контрабандой алкоголя. Но чем больше публики привлекали кольцевые гонки, тем сильнее NASCAR нуждалась в обелении своего имени.

В конце концов, в 1950-х организация почти полностью разорвала связи со своим криминальным прошлым. Руководство NASCAR наладило контакты с крупными спонсорами, а уже в 60-х автокомпании начали официально участвовать в гонках. А что было дальше, вы и так знаете: NASCAR стала национальной гордостью Америки, и сегодня каждый этап чемпионата собирает у телевизоров миллионы зрителей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Послесловие

Удивительно, как порой складывается история, и как любовь к автомобилям может объединить самых разных людей. По сути, без старого доброго самогона не было бы ни остроносого Dodge Chagrer Daytona, ни культового мультфильма «Тачки».

Гонка Daytona 500
Гонка Daytona 500
Larry McTighe / United States Air Force

И это не единственный случай, когда гонки собирают вокруг себя самых безумных и отвязных личностей. К примеру, слышали ли вы о смертельных мотогонках на дорогах маленького острова Мэн? Здесь нет ограничений скорости, нет зон безопасности и ограждений. И каждый год местные мотогонщики рискуют разбиться насмерть о дерево или чей-то дом. Что, не слышали? А мы вам скоро расскажем.