Как едет Volkswagen ID.3: гоняем на электроевропейце по московским дорогам
«Наши конкуренты – Tesla и Apple», — объявил на презентации ID.3 в 2016 году на тот момент глава подразделения Volkswagen Герберт Дисс. Когда двумя годами позже он возглавил весь концерн, стало окончательно понятно: курс на электрификацию и борьбу с крупнейшими IT-гигантами мира будет продолжен. Дисс – убежденный поклонник электромоторов. Именно он во время работы в BMW стоял за созданием линейки i-моделей. Сегодня планы Герберта – к 2025 году сделать VW мировым лидером по производству электромобилей и, если Tesla еще только предстоит дебютировать в большей части стран, то заводы и дилерские сети Volkswagen годами работают по всему миру, остается только дать им новый продукт. Как тебе такое, Илон Маск?
Штаб-квартирой электрического VW станет «Стеклянная мануфактура» — такое название носит завод Volkswagen в Дрездене, сквозь прозрачные стены которого видно, как идет сборка ключевой модели бренда. В 2002 году, когда и было запущено это производство, таковой считался представительский Phaeton с 6-литровым W12 под капотом, а завод называли его домом. Сегодня, почти 20 лет спустя, у VW новый ключ от будущего – I.D.3 и новый взгляд на роскошь – экошик. В январе 2021 года «Стеклянная мануфактура» стала второй, после завода в Цвиккау, площадкой по производству I.D.3. 380 человек ежедневно собирают по 35 машин, что – лишь капля в тех трехстах тысячах, которые запланированы на этот год, но именно открытому для экскурсий и выставок заводу-лаборатории отводится роль двери в будущее.
Именно здесь в конце 2018 года нас знакомили с конструкцией I.D.3 (завод в то время собирал электрические eGolf) и в речи спикера звучали громкие лозунги: «Мобильность для всех», «Свобода для всех», «Электрические машины для миллионов, а ней для миллионеров», «Электрификация все отрасли». Все они отражают истинную картину происходящего: электромобиль из нишевого продукта на наших глазах превращается в мейнстрим, и в планах Volkswagen – оседлать эту волну.
ID.3 – это не еще одна модель, это модель-веха. В Volkswagen сравнивают свой первый электрокар с первыми Beetle и Golf, которые определили направление развития марки и вывели ее в мировые лидеры. Поэтому к I.D.3 особое внимание. Первое, что удивляет в конструкции – это возвращение Volkswagen к заднему приводу. «Такое решение дает большие преимущества в компоновке», – пояснили на презентации. Отсутствие двигателя в передней части (электромотор находится на задней оси) позволяет создавать совершенно иную архитектуру: очень короткий передний свес, огромная колесная база (2,76 м при длине самой машины 4,26 метра), отсутствие тоннеля под ногами задних пассажиров. Внутри ID.3 места, как в бизнес-классе. Кроме того, у него очень низкий центр тяжести (спасибо полутонне батарей в полу).
Volkswagen дает на свои аккумуляторы гарантию – 160 000 км или восемь лет эксплуатации. Впрочем, «своими» эти аккумуляторы называть не совсем верно. Сегодня в мире существует всего пять крупных производителей батарей для электромашин, и имена трех лидеров пятерки вам известны – LG, Samsung и Panasonic. Поставщики этой ключевой детали участвовали в работе над ID.3 с самых ранних стадий проектирования, ведь, помимо надежности, от них требуется быть готовыми к росту продаж и производства. В 2025 году у Volkswagen будет уже 20 электрических моделей.
Одно из отличий ID.3 от машины с ДВС в том, что он, как любой электромобиль – часть целой системы, которая сейчас только выстраивается. В Европе сегодня совместными силами BMW Group, Daimler AG, Ford и Volkswagen Group, при поддержке Hyundai строится сеть электрозаправок Ionity (расстояние между двумя станциями должно быть не больше 140 км), продолжаются работы по созданию более емких, легких и компактных твердотельных аккумуляторов (Volkswagen рассчитывает перейти на них в 2023-25 годах), а также формирование индустрии переработки батарей. Вся инфраструктура должна быть готова к росту электропарка.
Название ID.3 происходит от Iconic Design и Innovative Drive. Путь к этому инновационному средству передвижения Volkswagen начал не вчера. С 1976 по 1981 год было выпущено 20 Golf 1 Elektro. Вот, что представлял из себя электрической автомобиль 45 лет назад: мощность – 15 кВт (20 л.с.), запас хода – 50 км, максимальная скорость — 100 км/ч. Позже – с 1994 по 1996 годы – на свет вышли 120 Golf 3 CityStromer: 20 кВт (27 л.с.), запас хода – 90 км. Ну а уже в наше время спортивный I.D.R. стал рекордсменом гонки Pikes Peak. Но главные шаги впереди. К 2025 году ¼ новых автомобилей концерна будут электрическими, а к 2030 у Volkswagen, Audi, Porsche, Skoda и Seat должно быть уже 300 электрических моделей. Цена такой трансформации оценивается в 34 миллиарда евро и включает, в том числе, создание собственного ПО (помните, про конкуренцию c Apple?). Сегодня Volkswagen по числу сотрудников – одна из крупнейших IT-компаний Европы, так что ждем от мультимедийных систем новых моделей настоящего прорыва.
77 квт/ч, 204 лошадиные силы и 7,8 секунд до сотни — но за рулем ID.3 эти показатели становятся не важны, так как мысли о них затмевает удовольствие от совершенно бесшумного разгона — в салоне слышен лишь шорох покрышек да периодические стуки от залетающих в колесные арки камушков. Шутливым видео в Инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) под названием «Холодный пуск VW ID.3» удалось повеселить подписчиков Men Today: ведь свою работу электрокар не выдает ни единым звуком. Хотя нет, при движении все же слышен тонкий троллейбусный гул, и когда в потоке нажимаешь педаль газа (точнее, тока) для обгона, водители вовсю пучат глаза — все-таки от такой стремительной тачки ожидаешь если не прямоточного рыка, то хотя бы натужного визга. А ускоряется эта самая тачка действительно лихо: решает крутящий момент, который, как и во всех электромобилях, целиком доступен в ID.3 сразу после включения. Плюс, конечно, решает 500-килограммовая батарея под днищем, обеспечивающая электрокару низкий центр тяжести, из-за чего управляется он очень задорно и дарит мощные драйверские эмоции. Подвеска, несмотря на стоящие на тестовом ID.3 внушительные для хэтчбека 20-дюймовые колеса, справляется со всеми реалиями московского асфальта на ура.
Удобные сиденья, руль с сенсорными клавишами, блок управления климат-контролем и мультимедиа — все это перекочевало в ID.3 из Golf 8 поколения, который уже продается в России. Неудивительно: именно электрический ID.3 должен в идеальном мире сменить на посту лидера в классе хэтчбек «гольфа», поэтому инженеры и дизайнеры марки постарались, чтобы для поклонников марки переход из аналогового прошлого в инновационное будущее прошел максимально безболезненным. Селектор КПП перекочевал на приборную панель, а все освободившееся пространство центрального тоннеля отдано под самые разнообразные ниши, карманы, подстаканники и прочие емкости для вещей — максимально практично и очень удобно. Садимся на задний ряд — и вот по этому параметру ID.3 рвет пресловутую Tesla на мелкие кусочки. Да, у хэтчбека нет роскошного панорамного заднего стекла, зато есть запас высоты потолка даже для человека ростом 192 см (в Model 3 и более компактный пассажир рискует на особо высоком лежачем полицейском впаяться макушкой в стекло).
И, наконец: сколько он проедет на одной зарядке? Где его заряжать? Если аккуратно передвигаться со средней скоростью 60 км/ч, то одной зарядки хватит примерно на 450 км. Если ездить агрессивно и с каждого светофора валить на все деньги, то количество километров сократится примерно до 300 — и так, и эдак вполне приемлемо для режима «дом-работа-дом». Особенно хорошо, когда есть возможность доехать до дачного сарая и воткнуть ID.3 на ночь в обычную бытовую розетку (важно, чтобы она была заземлена — в противном случае электрокар откажется заряжаться). В Москве при этом на сегодняшний день насчитывается примерно 150 электрозаправок — от них ID.3 заряжается на 80% за 35 минут Но из двух встреченных нами колонок у одной «зависла система», а другая просто не работала. Впрочем, к 2023 году Дептранс обещает количество московских электрозаправок аж до 600 — есть надежда, что и системное обеспечение будет налажено. Чтобы человек, потративший около 40 тысяч евро на инновационный Volkswagen ID.3, не был вынужден постоянно раскошеливаться еще и на «теплый ламповый» эвакуатор.