Я собрал более 250 моделей автомобилей и не могу остановиться: личный опыт автора Men Today в роли коллекционера
Как там было в советском кино: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!». Когда друг подарил мне модельку Lamborghini Centenario Roadster от Hot Wheels, я точно не мог представить, что через полтора года мой мини-гараж разрастется на четыре полки в шкафу.
Впрочем, вся моя жизнь вела к тому, что это однажды произойдет. Более того: я не один! Таких, как я, в одной только России несколько тысяч – профильные паблики для любителей масштабных моделей не дадут соврать. И вот как устроена наша общая зависимость...
Насколько далеко ты зашел?
Сейчас моя коллекция насчитывает более 250 моделей. Производители, стоимость моделей и качество проработки разнится, но одна деталь общая: все они выполнены в масштабе 1/64.
Чтобы собрать такую коллекцию, мне потребовалось полтора года, ощутимая сумма денег и ангельское терпение жены. Раньше в ней еще теплилась надежда на то, что я «переболею», но уже на второй сотне моделек стало понятно, что они с нами надолго. Сейчас дошло до того, что жена дарит мне наиболее желанные модели по праздникам (за что я люблю ее еще сильнее).
И много таких чудаков, как ты?
Конечно, я такой не один. Ошибочно считать, что собирать машинки – удел школьников. Конечно, самые дешевые модели наподобие Hot Wheels собирают и стар, и млад, но вот более серьезные модели живут на полках таких же взрослых людей, как я.
Я состою в нескольких сообществах, и везде есть много больших дядечек с маленькими машинками. Кроме меня, в одной небольшой тусовке коллекционеров Hot Wheels есть профессиональный автофотограф, продюсер, автомобильный журналист, крутой оператор и несколько других очень серьезных вельмож.
Как тебя вообще занесло в это увлечение?
Можно сказать, что все было предрешено. Я с самого детства читал автомобильные журналы и смотрел автошоу. Выражать мою любовь ко всему четырехколесному помогали игрушечные машинки: когда десятилетний я ходил с мамой на подработку, заработанные деньги уходили на сладости и игрушечные машины.
Но долго машинки на полке не задерживались: они ломались, терялись и улетали в окно за плохое поведение. Детство ушло, но любовь к автомобилям переросла в другую форму. Я стал автомобильным журналистом, продвинулся по карьере, но о моделях позабыл...
Ровно до тех пор, пока друг, будь он неладен, не подарил мне пару моделей Hot Wheels. Они простоваты на вид, сделаны из пластика и металла, но начало было положено. Я начал искать, что еще выпускает компания Mattel, и оказалось, что в ассортименте Hot Wheels есть практически все исторически значимые модели иностранного автопрома.
И это стало зависимостью?
Признаю, что да. Когда ты каждый день читаешь и пишешь про автомобили, это становится профессиональной болезнью. Тебе хочется, чтобы объекты твоей любви стояли на полках. И как только ты берешь какую-либо интересную модель, тебе хочется найти и похожие.
Красочный пример: я с детства люблю Chevrolet Camaro 5 поколения. Да, тот самый Бамблби из «Трансформеров». И, когда я купил себе пару моделей Camaro от Hot Wheels, мне захотелось найти еще пару прикольных расцветок. Но в Mattel позаботились о том, чтобы у поклонников «Комара» был широкий выбор: одно лишь 5 поколение представлено в виде купе, кабриолета, гоночного болида с большим антикрылом, дрэгстера класса Top Fuel и не только. У каждой – по нескольку десятков расцветок.
Но история Chevrolet Camaro насчитывает 6 поколений, так почему бы не собрать все? Так я начал охоту за всеми возможными версиями масл-кара. Некоторые из них – по-настоящему редкие, прямо как кабриолет 4 поколения, выпущенный в 1990-х. А когда на полке появилось хотя бы по одной машине каждого поколения, я продолжил искать версии Camaro в других цветах и даже от других производителей.
И такая история произошла со мной несколько раз. Сейчас у меня в коллекции есть отдельные тематические подборки: штук 30 разных Chevrolet Camaro, пара десятков Chevrolet Corvette, полсотни Porsche и 20-30 моделей Lamborghini.
То есть, это бесконечная гонка?
И бесконечные траты (если ты горишь этим так же, как я). К примеру, история бренда Hot Wheels насчитывает 56 лет, и за это время компания выпустила 8 миллиардов (!) машинок в масштабе «один к шестидесяти четырем». Это значит, что 1 сантиметр длины модели – это 64 сантиметра длины реального автомобиля. А еще у Mattel есть компания Matchbox со своей долгой историей и отдельной линейкой «64-х» моделей. И это мы говорим про самые бюджетные модели по 200-300 рублей за штуку!
А какие еще модели бывают?
К примеру, у Hot Wheels есть модели линейки Premium. Они лучше проработаны, имеют металлическое дно вместо пластикового, а колеса обуты в резиновые шины. Здесь цена варьируется от средних 1000 рублей за штуку до 3-4 тысяч за самые востребованные и редкие.
Но, так или иначе, Hot Wheels – это игрушки, созданные, чтобы кататься по треку. Их нельзя в полной мере назвать масштабными моделями: пропорции могут отличаться от реальных машин, а еще иногда масштаб уходит в сторону от стандартного 1/64. Поэтому в моделизме есть такое понятие, как true scale. Такие модели сделаны в четком соответствии с пропорциями реальных машин.
Если я хочу собирать «трускейлы», с чего начать?
Зайти в мир «трускейла» можно по-разному – смотря какие автомобили вам нравятся. Если вы поклонник американских автомобилей, присмотритесь к Auto World, Greenlight, M2 Machines или Johnny Lightning. Они не только выпускают хорошие модели «американцев», но и делают отдельные модели, посвященные культовым машинам из кино. К примреу, у Greenlight можно купить Chevrolet Nova и Dodge Charger из «Джона Уика».
Если вы по «японцам», то вам к Tomica Premium, Kaido House и Mini GT. Первые делают классные модели стоковых японских машин, а вторые и третьи специализируются на тюнингованных спорткарах. Сюда же отнесу довольно дорогие GCD, которые выпускают крутые модельки Toyota и Honda.
Наконец, любителям европейского автопрома и экзотических суперкаров хорошо зайдут Mini GT или Tarmac Works. Что касается цен – они тоже разнятся и напрямую связаны с качеством. К примеру, Auto World стоят от 800-900 до 1500-1600 рублей за штуку, сделаны полностью из металла, оптика выполнена в виде стикеров, но у таких машин часто нет зеркал заднего вида.
Mini GT оцениваются в 1200-2500 за штуку, проработка у них более детальная, оптика – маленькие отдельные детали из прозрачного пластика, а зеркала заднего вида сделаны из резины (чтобы легче гнулись и не отламывались). Наконец, Tarmac Works или Minichamps 64 – это уже от 1500 до 3000 или даже 4000 за модель. Здесь проработка настолько детальная, что внутри пластиковых корпусов зеркал заднего вида есть отдельные мини-зеркальца!
Значит, масштаб 1/64 – это не дороже 4000 за штуку?
О, нет. Примеров бешеных цен много. К примеру, Hot Wheels в некоторые коробки с продукцией кладет секретные модельки STH, или Super Treasure Hunt. Такая модель очень похожа на обычные машинки по 200-300 рублей, но отличается особой сверкающей краской, колесами на резиновых шинах и золотым значком на карте. Это такая большая редкость, что в перепродаже машинка спокойно может стоить от 5 до 20 тысяч рублей за штуку.
Другой вариант – модели ручной работы из смолы. Дело в том, что смола мягче металла и с ней легче работать опытным мастерам, поэтому модели из смолы по качеству проработки улетают в космос даже в сравнении с лучшими металлическими. Просто представьте: модель длиной в указательный палец может иметь проработанные циферблаты на спидометре и отдельные педали! Стоимость такой модели начинается с 6-7 тысяч и заканчивается бесконечностью.
А что интересного есть у тебя в коллекции?
Я, как абсолютно двинутый «поршефил», увлекся моделями Tarmac Works – и пути обратно нет. У меня всего 3 таких модели, но они великолепны. Porsche 911 GT3 RS в презентационной бело-красной раскраске, Porsche Cayman GT4 RS в культовом цвете Ruby Red и карбоновый Gunther Werks 993 – шикарный шик, которым я любуюсь часами.
Еще из интересного у меня есть отдельное собрание суперкаров от Mini GT: от Pagani Zonda HP Barchetta до золотого Lamborghini Aventador SVJ Roadster. Именно они приучили меня к «трускейлу» и показали, насколько переоцененными могут быть некоторые модельки Hot Wheels.
Впрочем, собирать Hot Wheels и Matchbox я не прекращаю. Они подкупают бешеным ассортиментом, который постоянно пополняется новинками. Да и классику вроде старых Porsche 911 или олдскульных Chevrolet Camaro можно коллекционировать бесконечно.
Как думаешь, это однажды закончится?
Вряд ли. Коллекционирование таких моделей – это игра в миллиардера. Наглядный ответ на вопрос: что бы я купил, будь у меня бесконечный бюджет и пара гектаров свободного места для автомобилей? Но пока первый миллиард я не заработал, и вся моя коллекция роскошных суперкаров умещается в одном шкафу.
Впрочем, могло быть гораздо хуже, выбери я масштаб 1/43 или, не дай Бог, 1/18. Вместо этого все мои машинки в 64 раза меньше их реальных прообразов. Так себе отговорка: точно так же курильщики говорят, что они хотя бы не пьют алкоголь. Но, так или иначе, зависимости есть у всех, и моя доставляет мне искреннее удовольствие.
Кстати, в моих авторских колонках я не только делюсь своим личным опытом, но и изучаю опыт моих знакомых. К примеру, в одной из недавних статей я поговорил с Никитой Ситниковым о его опыте владения электромобилем. Мы изучили, каково ездить на электрокаре по Москве и удобно ли переходить на новую мобильность в условиях России.