«Я создал монстра»: не стало Бруно Сакко, автора самых культовых моделей Mercedes-Benz

Вспоминаем самые главные творения великого итальянца, украшенные трехлучевой звездой.

Бруно Сакко, бывший глава отдела дизайна Mercedes-Benz, скончался 19 сентября в Зиндельфингене в возрасте 90 лет. Об этом на днях официально сообщила компания. Он был одним из пионеров современного автомобильного дизайна, который курировал стиль марки на протяжении периода ее самых выдающихся достижений. Сакко стал главным дизайнером в 1975 году и оставался на этом посту до своей отставки в 1999 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бруно Сакко с моделью Mercedes-Benz SEC, своего любимого творения
Бруно Сакко с моделью Mercedes-Benz SEC, своего любимого творения
Mercedes

Сакко родился 12 ноября 1933 года в Удине, Италия. С юных лет он увлекался автомобилями, однако его первое серьезное знакомство с миром автомобильного дизайна произошло в 1951 году на Туринском автосалоне, где он увидел расцвет итальянских carrozzeria. Особое впечатление на него произвел дизайн Studebaker Сommander Regal цвета electric blue, созданный Раймондом Лоуи.

Меня буквально поразила молния, это был переворот!
Бруно сакко о первой встрече сo Studebaker Commander Regal

Через несколько месяцев, когда он снова увидел тот же автомобиль, катаясь на велосипеде, юный Сакко понял, что хочет стать дизайнером автомобилей, и в 1952 году переехал в Турин, чтобы начать свое образование. Бруно вспоминает, что родители привили ему любовь к учебе, но не одобряли его творческие начинания. Эта мысль подтолкнула его к изучению машиностроения в Туринском политехническом университете, что удовлетворило бы как его технические навыки, так и творческую натуру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Молодой Бруно Сакко за работой в Mercedes-Benz
Молодой Бруно Сакко за работой в Mercedes-Benz
Mercedes

В процессе учебы он начал заводить связи в индустрии автомобильного дизайна, получая небольшие заказы от известных итальянских производителей автомобилей Ghia и Pininfarina. Затем он переехал в Германию и в 1958 году был принят в компанию Daimler-Benz на позицию дизайнера с окладом в 650 дойчмарок (около 150 долларов) в месяц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Mercedes

Это было время, когда не существовало современных дизайн-студий, и стилисты работали в тесном сотрудничестве с инженерами и чертежниками. Сакко принимал участие в создании множества моделей, включая культовую 230 SL «Пагода», лимузин 600 и экспериментальные автомобили C 111, проектом которых он руководил с 1969 по 1970 год.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Mercedes-Benz 230 SL 'Pagoda'
Mercedes-Benz 230 SL 'Pagoda'
Mercedes

Прежде чем занять пост главы отдела стайлинга Mercedes-Benz, Сакко поработал над концепт-каром C 111, выпущенным в количестве 16 экземпляров. Ранний образец стиля «зубила», который затем стал доминировать в дизайне суперкаров, C111 стал испытательным полигоном для передовых технологий, включая турбонаддув и полимерные кузовные панели, а также роторный двигатель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Mercedes-Benz C111 и его прототипы
Mercedes-Benz C111 и его прототипы
Mercedes

В 1970-е годы созданные при участии Сакко автомобили также демонстрировали целый ряд инновационных конструктивных особенностей, связанных с безопасностью, что заложило основной вектор развития будущих моделей Mercedes на 40 с лишним лет. Среди них антиблокировочная система тормозов и сминаемые при ударе зоны (теперь обязательные для всех автомобилей), ребристые задние фонари, устойчивые к загрязнению снегом или грязью, молдинги, сохраняющие боковые стекла чистыми в ненастную погоду, а также фонари сигналов поворота, видимые с боков автомобиля. Сейчас эти детали кажутся обыденными, но в то время они были революционными достижениями, и все они были разработаны и испытаны на специальных экспериментальных автомобилях серии ESF.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Экспериментальный автомобиль ESF 22 (справа на заднем плане) на Женевском автосалоне 1974 года вместе с несколькими классическими автомобилями работы Сакко
Экспериментальный автомобиль ESF 22 (справа на заднем плане) на Женевском автосалоне 1974 года вместе с несколькими классическими автомобилями работы Сакко
Mercedes

В 1975 году Сакко возглавил отдел стилистики, хотя его официальная должность была Oberingenieur, главный инженер. Опираясь на слова основателя Mercedes Готлиба Даймлера «Das Beste oder nichts» («Лучшее или вообще ничего»), Сакко смог сформировать негласный язык качества и инноваций, который определил все его дальнейшее творчество и образ автомобилей с трехлучевой звездой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Mercedes-Benz W126
Mercedes-Benz W126
Mercedes

Одним из самых первых проектов Сакко во главе дизайн-отдела стал W123. Легко узнаваемый среднеразмерный автомобиль выпускался в кузовах купе, седан и универсал. Было продано около 2,7 миллиона экземпляров, что сделало его самым продаваемым Benz в истории. Многие из них до сих пор на ходу и выглядят настоящей классикой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Откидной диванчик в багажном отсеке универсала Mercedes-Benz W124
Откидной диванчик в багажном отсеке универсала Mercedes-Benz W124
Mercedes

В дизайне Сакко всегда доминировала простота без вычурных деталей и излишних украшений. Практически каждый элемент был продиктован соображениями функциональности, а не просто эстетикой. Так, одной из особенностей его стиля были широкие боковые защитные планки, которые впоследствии также были названы в его честь: борта Sacco.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Mercedes

Среди других классических моделей, созданных под руководством Сакко, — W124 E-Class, W126 S-Class с элегантным купе SEC (он сам сохранил модель 560 SEC темно-синего цвета после своей отставки, назвав её «лучшим, что я сделал для Mercedes-Benz»), а также инновационный Mercedes-Benz 190, который впервые вывел компанию на массовый рынок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Mercedes-Benz SEC
Mercedes-Benz SEC
Mercedes

При создании автомобилей Сакко придерживался принципов горизонтальной и вертикальной преемственности. Первый предполагает последовательное следование дизайнерской идентичности во всем модельном ряду производителя. («Mercedes-Benz должен выглядеть как Mercedes-Benz»). Второй отвечает за то, чтобы у владельца никогда не возникало ощущения, что он управляет чем-то устаревшим. («Новая модель не должна заставлять предшественника выглядеть слишком старым»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Mercedes-Benz CL-Class
Mercedes-Benz CL-Class
Mercedes

При участии Сакко были созданы такие знаковые современные модели, как компактный A-Class, внедорожник M-Class и спортивный SLK. Последней моделью, получившей его вклад, стал W220 S-Class, выпускавшийся с 1998 по 2005 год, и родственное ему купе CL-Class — еще одна непреходящая и элегантная классика.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На Женевском автосалоне 1991 года дебютировала модель S-Class 140 — первый серийный Mercedes с 12-цилиндровым двигателем. Машина также впервые получила двойные стеклопакеты.
На Женевском автосалоне 1991 года дебютировала модель S-Class 140 — первый серийный Mercedes с 12-цилиндровым двигателем. Машина также впервые получила двойные стеклопакеты.
Mercedes

А вот культовый W140 при всей его инновационности и харизме Сакко считал промашкой. «Я создал монстра», — говорил об этой машине итальянский гений. Пожалуй, только истинный мастер обладает смелостью прилюдно говорить о своих неудачах. Бруно Сакко был одним из таких.

Бруно Сакко (12 ноября 1933 – 19 сентября 2024)
Бруно Сакко (12 ноября 1933 – 19 сентября 2024)
Mercedes