«Я создал монстра»: не стало Бруно Сакко, автора самых культовых моделей Mercedes-Benz
Бруно Сакко, бывший глава отдела дизайна Mercedes-Benz, скончался 19 сентября в Зиндельфингене в возрасте 90 лет. Об этом на днях официально сообщила компания. Он был одним из пионеров современного автомобильного дизайна, который курировал стиль марки на протяжении периода ее самых выдающихся достижений. Сакко стал главным дизайнером в 1975 году и оставался на этом посту до своей отставки в 1999 году.
Сакко родился 12 ноября 1933 года в Удине, Италия. С юных лет он увлекался автомобилями, однако его первое серьезное знакомство с миром автомобильного дизайна произошло в 1951 году на Туринском автосалоне, где он увидел расцвет итальянских carrozzeria. Особое впечатление на него произвел дизайн Studebaker Сommander Regal цвета electric blue, созданный Раймондом Лоуи.
Через несколько месяцев, когда он снова увидел тот же автомобиль, катаясь на велосипеде, юный Сакко понял, что хочет стать дизайнером автомобилей, и в 1952 году переехал в Турин, чтобы начать свое образование. Бруно вспоминает, что родители привили ему любовь к учебе, но не одобряли его творческие начинания. Эта мысль подтолкнула его к изучению машиностроения в Туринском политехническом университете, что удовлетворило бы как его технические навыки, так и творческую натуру.
В процессе учебы он начал заводить связи в индустрии автомобильного дизайна, получая небольшие заказы от известных итальянских производителей автомобилей Ghia и Pininfarina. Затем он переехал в Германию и в 1958 году был принят в компанию Daimler-Benz на позицию дизайнера с окладом в 650 дойчмарок (около 150 долларов) в месяц.
Это было время, когда не существовало современных дизайн-студий, и стилисты работали в тесном сотрудничестве с инженерами и чертежниками. Сакко принимал участие в создании множества моделей, включая культовую 230 SL «Пагода», лимузин 600 и экспериментальные автомобили C 111, проектом которых он руководил с 1969 по 1970 год.
Прежде чем занять пост главы отдела стайлинга Mercedes-Benz, Сакко поработал над концепт-каром C 111, выпущенным в количестве 16 экземпляров. Ранний образец стиля «зубила», который затем стал доминировать в дизайне суперкаров, C111 стал испытательным полигоном для передовых технологий, включая турбонаддув и полимерные кузовные панели, а также роторный двигатель.
В 1970-е годы созданные при участии Сакко автомобили также демонстрировали целый ряд инновационных конструктивных особенностей, связанных с безопасностью, что заложило основной вектор развития будущих моделей Mercedes на 40 с лишним лет. Среди них антиблокировочная система тормозов и сминаемые при ударе зоны (теперь обязательные для всех автомобилей), ребристые задние фонари, устойчивые к загрязнению снегом или грязью, молдинги, сохраняющие боковые стекла чистыми в ненастную погоду, а также фонари сигналов поворота, видимые с боков автомобиля. Сейчас эти детали кажутся обыденными, но в то время они были революционными достижениями, и все они были разработаны и испытаны на специальных экспериментальных автомобилях серии ESF.
В 1975 году Сакко возглавил отдел стилистики, хотя его официальная должность была Oberingenieur, главный инженер. Опираясь на слова основателя Mercedes Готлиба Даймлера «Das Beste oder nichts» («Лучшее или вообще ничего»), Сакко смог сформировать негласный язык качества и инноваций, который определил все его дальнейшее творчество и образ автомобилей с трехлучевой звездой.
Одним из самых первых проектов Сакко во главе дизайн-отдела стал W123. Легко узнаваемый среднеразмерный автомобиль выпускался в кузовах купе, седан и универсал. Было продано около 2,7 миллиона экземпляров, что сделало его самым продаваемым Benz в истории. Многие из них до сих пор на ходу и выглядят настоящей классикой.
В дизайне Сакко всегда доминировала простота без вычурных деталей и излишних украшений. Практически каждый элемент был продиктован соображениями функциональности, а не просто эстетикой. Так, одной из особенностей его стиля были широкие боковые защитные планки, которые впоследствии также были названы в его честь: борта Sacco.
Среди других классических моделей, созданных под руководством Сакко, — W124 E-Class, W126 S-Class с элегантным купе SEC (он сам сохранил модель 560 SEC темно-синего цвета после своей отставки, назвав её «лучшим, что я сделал для Mercedes-Benz»), а также инновационный Mercedes-Benz 190, который впервые вывел компанию на массовый рынок.
При создании автомобилей Сакко придерживался принципов горизонтальной и вертикальной преемственности. Первый предполагает последовательное следование дизайнерской идентичности во всем модельном ряду производителя. («Mercedes-Benz должен выглядеть как Mercedes-Benz»). Второй отвечает за то, чтобы у владельца никогда не возникало ощущения, что он управляет чем-то устаревшим. («Новая модель не должна заставлять предшественника выглядеть слишком старым»).
При участии Сакко были созданы такие знаковые современные модели, как компактный A-Class, внедорожник M-Class и спортивный SLK. Последней моделью, получившей его вклад, стал W220 S-Class, выпускавшийся с 1998 по 2005 год, и родственное ему купе CL-Class — еще одна непреходящая и элегантная классика.
А вот культовый W140 при всей его инновационности и харизме Сакко считал промашкой. «Я создал монстра», — говорил об этой машине итальянский гений. Пожалуй, только истинный мастер обладает смелостью прилюдно говорить о своих неудачах. Бруно Сакко был одним из таких.