Где в машине находится клапан EGR и почему он выходит из строя?
Зачем нужен EGR
Клапан системы рециркуляции выхлопных газов стоит на большинстве современных автомобилей, и его работа зависит от того, какие показатели блок управления двигателем будет получать от:
- Датчика оборотов коленвала.
- Датчика детонации.
- Кислородного датчика.
- Датчика атмосферного давления (для турбированного двигателя).
- Датчика массового расхода воздуха.
Блок управления двигателем в при определенном значении всех этих показателей подает импульсный сигнал к клапану EGR, который и открывается, пропуская часть выхлопных газов обратно в двигатель. Делается это для повышения эффективности его работы, для снижения потребления топлива и для уменьшения окислов азота в выхлопных газах, попадающих в атмосферу.
Прежде всего, клапан EGR должен работать во время прогрева двигателя, а также во время работы на холостых оборотах. Когда блок управления двигателем видит обогащенную смесь, например, при прогреве мотора, то он начинает искусственно ее обеднять как раз при помощи открытия клапана рециркуляции выхлопных газов. Теплые отработанные разы, попадая снова в двигатель, скорее повышают температуру в самых нагруженных частях мотора. Это ускоряет прогрев и достижение двигателем рабочей температуры.
Как только автомобиль прогреется или обороты двигателя выйдут из зоны холостого хода, компьютер подаст команду на закрытие клапана рециркуляции, и все отработанные газы полностью будут снова выводиться из двигателя через выхлопную трубу.
Также открытие клапана EGR может происходить и во время движения автомобиля с постоянной скоростью при средней нагрузке. Тогда компьютер, исходя из показаний датчиков, принимает решение открыть клапан для того, чтобы снизить количество выхлопов в атмосферу. В бензиновых двигателях может рециркулировать до 20 процентов отработанных газов, в дизельных двигателях их количество может доходить до 50 процентов. При работе двигателя с высокой нагрузкой этот клапан не открывается.
Когда EGR выходит из строя
Если автомобиль подолгу и часто прогревается, что не редкость зимой, то этот клапан будет через себя пропускать большое количество газов. В них содержится сажа и гарь, часть которой обязательно будет оседать на стенках клапана EGR. Со временем на эти загрязнения[ будет еще быстрее задерживаться каждая новая порция сажи, и однажды внутри клапана EGR может образоваться такой толстый слой налета, который станет препятствовать нормальному открыванию и закрыванию клапана.
Если у вас на панели приборов загорелся значок Check Engine и затем при диагностике выяснилось, что появилась ошибка по клапану EGR, то первым дело следует промыть его любым химическим средством для чистки карбюратора, воздушной заслонки или средством для очистки датчика массового расхода воздуха. Избегайте механической чистки внутренностей клапана!
Рекомендуем производить чистку клапана EGR примерно через 20–30 тысяч километров, совмещая это с промывкой ДМРВ и заменой воздушного фильтра двигателя.
Еще по теме:
Иногда систему рециркуляции отработанных газов считают исключительно экологическим механизмом, призванным снизить количество вредных выбросов в атмосферу. Работа клапана EGR действительно приносит пользу экологии, но это делается не только путем уменьшения количества выхлопа, но и путем снижения времени, нужного для разогрева мотора.