Зачем нужны картерные газы и способны ли они сократить ресурс двигателя?
Все процессы, которые происходят внутри двигателя, взаимосвязаны. Именно поэтому бывает очень сложно найти подлинную причину той или иной неисправности, симптомы которой могут проявляться одинаково.
Например, почему может начать вытекать масло через сальник коленвала, сальник маховика или через прокладку крышки картера. Дело может быть как деградации уплотнительного материала сальника или прокладки, так и в биении коленвала, который теряет балансировку и начинает буквально разбивать сальник.
А также масло может течь потому, что засорился или совсем забился клапан рециркуляции картерных газов. В одном случае надо снимать мотор, все разбирать и менять сальник, а в другом все обойдется заменой прокладки или заменой клапана.
Как возникают картерные газы?
В процессе работы двигателя через минимальный зазоры между поршневыми и маслосъемными кольцами вниз через поршень и шатун прямо в картер прорываются газы из камеры сгорания. В составе этих газов есть кислород, угарный газ, несгоревшее топливо и водяной пар. Это одна часть компонентов тех газов, которые оказываются в картере.
Другая часть газов появляется в результате нагрева масла, которое смазывает горячие детали газораспределительного механизма, коленвал и шатуны. Так собирается сложный состав картерных газов. Эти газы по мере времени работы двигателя и его нагрева расширяются, что вызывает рост давления в картере. Если этот рост продолжится, то в какой-то момент наружу может выдавить не только масло через сальники, но и сами эти уплотнения.
Необходимо это давление сбрасывать. В карбюраторных двигателях вопрос решался просто: из картера была выведена трубка, которая подавала картерные газы прямо к масляному фильтру, где они очищались и снова поступали во впускной коллектор, подогревая воздух из внешней среды.
В современных двигателях газы из картера также выводятся из него, но они уже больше не смешиваются с воздухом, попадающим в дроссельную заслонку. Наподобие с рециркуляцией выхлопных газов системы EGR, картерные газы подаются во впускной коллектор прямо к камере сгорания. Но картер связан с впускным коллектором не напрямую, а через специальный клапан.
Это клапан рециркуляции картерных газов, и он срабатывает в том случае, если давление газов достигает определенного значения.
Если этот клапан выйдет из строя, например, замрет в закрытом положении, то произойдет неприятность, описанная выше – двигатель может дать течь масла. Иногда из-за этого даже выдавливает наружу масляный щуп.
А если клапан останется всегда открытым, то из-за возникающего во впускном коллекторе разряжения масло может прямиком засасываться из картера прямо во впуск. Тогда вы можете обнаружить потерю динамики и пресловутый сизый дым из выхлопной трубы.
Также вы можете заметить необычно возросший расход масла – его будет все время мало на щупе. В обычных условиях это может быть признаком износа мотора и сигналов к началу капитального ремонта.
Но стоит лишь заменить вышедший из строя клапан рециркуляции картерных газов, как двигатель начнет нормально работать и масло перестанет пропадать со щупа.
Попадающий в масло бензин или дизельное топливо разогреваются в картере и начинают превращаться в пары, которые с легкостью сгорают при очередном такте работы мотора. Таким образом, отвод картерных газов еще и помогает продлить срок службы моторного масла и сохранять его моющие и смазывающие свойства.
Выводы
При появлении сизого дыма из выхлопной трубы не спешите бить тревогу и судорожно хвататься за кошелек, ожидая высоких расходов на капремонт двигателя. Возможно, что вышел из строя лишь клапан рециркуляции картерных газов.
Утечка масла из всех уплотнения на блоке также может свидетельствовать о клапане рециркуляции выхлопных газов, который теперь не срабатывает и все время остается закрытым.
При чрезмерном износе поршневых колец и стенок цилиндров объем поршневых газов и их давление будут чрезмерно высокими. Проверить это можно на нагретом моторе при помощи крышки маслозаливной горловины: выкрутите ее и просто положите сверху. Если она остается на месте, то все в порядке. Если же она начинает подпрыгивать, то это и есть признак того, что мотор уже просит капитального ремонта.
Сами по себе картерные газы никак не могут повредить мотору, именно поэтому инженеры решили не просто выпускать их в атмосферу, а направлять обратно в двигатель для надежного дожигания в камерах сгорания.