Зачем покупать электромобиль в России, и можно ли ездить на нем каждый день: личный опыт владельца Tesla Model 3
Зачем люди арендуют и покупают электрокары? Как живется электроводу в Москве? Когда появятся по-настоящему дешевые электромобили, и когда в России отменят льготы для владельцев EV? Эти и не только вопросы мы обсудили с Никитой Ситниковым — бывшим автожурналистом, владельцем Tesla Model 3 и основателем сервиса интересных автомобилей autobnb.ru.
Кстати, это первая часть серии колонок-интервью, в которой я буду общаться с интересными людьми из автоиндустрии на важные темы.
Никита, расскажи, пожалуйста, почему вообще ты решил ездить на электромобиле в России?
Во-первых, было очень любопытно узнать, что это такое. Во-вторых, настал момент обновлять мой BMW 3 серии F30, а с актуальными ценами я мог купить вместо него разве что такой же BMW, только новый. Поэтому решил, что разумнее будет попробовать что-то новое.
К тому же, на бумаге электромобиль выглядит гораздо выгоднее за счет бесплатных парковок, отсутствия транспортного налога и так далее, да и эксплуатация гораздо дешевле. И, наконец, яркую динамику и «электрическую» управляемость тоже очень хотелось попробовать.
Какое место Tesla занимает в твоем личном гараже? Повседневная машина или тачка выходного дня? И сколько ты уже на ней ездишь?
Купил в конце 2021-го, но ездить начал осенью 2022 года (путь из Штатов в Россию был долог и тернист). Сейчас это моя повседневная машина, на которой я езжу в том числе и с семьей.
Я знаю, что за свою жизнь ты поездил на огромном количестве машин и как журналист, и как владелец сервиса autobnb.ru. Что ты можешь сказать о Тесле, учитывая весь твой опыт? Как ощущения?
Если сравнивать с моей BMW 3 серии E36, Тесла очень тяжеловесная. Огромная батарея в полу – это ощущается. Вес в 1,9 тонны вместе с водителем даже большая мощность не исправит. К тому же, она довольно жесткая, у нее меньше кренов, ты меньше чувствуешь, что происходит. Она хорошо управляется, но с поправкой на большую массу.
Но это я сравниваю с BMW – автомобилем по управлению эталонным. Конечно, на фоне «китайцев» Tesla выиграет в одни ворота, шасси у Model 3 настроено явно лучше.
Ты ездишь только по Москве или выбирался в другие регионы?
В регионы я никогда не выезжаю: максимум Московская область. Я понимаю, что сегодня дальние поездки противопоказаны и электромобилям, и психике их владельцев.
Ты замечаешь разницу между эксплуатацией электрокара зимой и летом?
Она огромная! Расход энергии в минусовую температуру увеличивается в разы. Нужно греть батарею и салон, ты часто буксуешь... Конечно, многое зависит от характера и продолжительности езды, но, в среднем, летом батареи хватает на 400 км, а зимой – на 200-250, если ездить спокойно. При этом, если ехать на все деньги, можно за 10-20 км лишиться 30% заряда.
А можешь поподробнее рассказать о бонусах, которые дают электромобили в городе?
Налоги – ноль. Какая бы мощность ни была, если у тебя электромобиль – ты не платишь транспортный налог. С учетом того, что у моей Теслы 440 лошадей, это экономия 60-70 тысяч в год.
Парковки – ноль. Люди платят по 350-450 рублей в час, моя машина стоит прямо у меня под окном на Чистых прудах совершенно бесплатно. И городские зарядки тоже бесплатные. Для меня это очень удобно.
Как тебе в целом развитие инфраструктуры в столице? Удобно ли пользоваться, легко ли найти зарядку?
Инфраструктуры хватает не всегда, но в большинстве случаев я знаю, где буду заряжаться, и заранее это планирую. Однако бывают нюансы: то к зарядке нормально не встать из-за забитых парковок или неудобного расположения терминала, то образуются небольшие очереди из желающих, люди оставляют друг другу телефоны.
А насколько прогнозируема история с остаточным запасом хода, который показывает электромобиль? Были ли экстренные ситуации?
Все абсолютно прогнозируемо. Ты довольно быстро понимаешь, как характер езды влияет на запас хода, как можно сэкономить зарядку, и быстро учишься считать наперед.
Тебя не раздражает сам факт того, что приходится что-то считать?
Когда ты ездишь на дизельном BMW, где бака хватает на 1000 км, ты об этом не думаешь. С электромобилем – думаешь, и каждый выбирает, готов ли он к этому. Либо ты имеешь большой запас хода, но постоянно платишь за парковку и налог, либо живешь с «электричкой» со всеми вытекающими.
Лично я забыл, как это – не думать об оставшемся запасе хода. У меня это въелось в подкорку мозга. Я и забыл, что на дизеле я мог ездить месяц и не заправлять машину.
К тому же, у электромобиля есть преимущество перед любой машиной с ДВС: эластичность. Попробуй на обычной машине сделать 10 разгонов и торможений подряд, и любая автоматическая коробка или робот сойдет с ума. А «электро» спокойно с этим справится.
И в городе это очень удобно: ты можешь везде быстро перестроиться, ты уверен в машине, 100% крутящего момента доступны всегда и везде. Это не про «светофорные гонки», это про безопасность и удобство движения.
Спустя все эти месяцы, проведенные с электромобилем, за одну и ту же цену ты посоветовал бы людям электрокар или автомобиль с ДВС?
Меня Tesla устраивает. Я понимаю, что она устраивает до тех пор, пока у меня есть другие машины с куда большим запасом хода.
В целом, все очень зависит от условий жизни конкретного человека. Если он ездит только по городу – вообще огонь. Если у него есть подземный паркинг – дважды огонь! А если человек живет в городе с плохо развитой инфраструктурой, ездит каждый день по нескольку сотен километров, то ему будет тяжело. Придется каждый день искать зарядку.
Теперь расскажи вот о чем. У тебя свой сервис аренды интересных автомобилей, и у вас вроде немало электрокаров?
Да, у нас есть пара Tesla Model X и пара Model 3, есть Hongqi E-HS9, Lotus Eletre и в Питере появился Zeekr 001. Плюс еще пара машин на подходе.
Зачем обычно люди арендуют электромобили? И какие у них впечатления?
Часто к нам приходят люди, которые примеряют машину на себя и подумывают о покупке электрокара. Берут на двое суток или даже на неделю, чтобы понять, смогут ли они с таким автомобилем жить. Ведь одно дело – час поездить вокруг салона, и совсем другое – пожить с машиной, понять, как и где ты будешь ее заряжать, сможешь ли ты встроить ее в свой темп жизни.
Как правило, у людей, которые впервые садятся за руль электромобиля, впечатления одинаковые. Сначала это «Охренеть, во он валит!», «Как же его заряжать?», и «Почему так быстро разряжается?». Вопросы появляются потому, что поначалу люди просто не умеют правильно пользоваться такой машиной. Потом уже меняются привычки, поведение, сценарии использования.
А какая машина среди электромобилей у вас самая популярная?
Tesla Model 3: она у нас давно, и арендовать ее дешевле, чем условный Lotus Eletre на 600 с лишним сил. Если дорогие и большие электрокары люди арендуют, чтобы примерить на себя конкретную машину перед покупкой, то Tesla берут, чтобы познакомиться с электромобилями, поездить и покайфовать.
Как ты думаешь, что изменится в мире электромобилей в ближайшие 5 лет? Пока что они были и остаются игрушками для довольно обеспеченных людей. Конечно, появились и бюджетные модели, но даже самые простые из них по дешевизне не сравнятся с аналогами с ДВС. Но, все равно, основной срез электромобилей сегодня – это Zeekr, VOYAH и тому подобное. В ближайшее время это изменится?
Моя Tesla стоит дешевле, чем BMW 3 серии. Так было еще в момент, когда не было ограничений, когда многие бренды официально присутствовали в России. Конечно, измеряя доступность в «Солярисах», я не знаю, что может побудить людей купить дешевый электромобиль в наши дни. Я думаю, что в ближайшие 5 лет все так и останется.
На самом деле, жалко – я вот смотрю на концепт дешевого Volkswagen ID.2, и мне он прямо нравится.
Да, видел его, он будет стоить 25 тысяч евро. Но, согласись, 25 тысяч – это тоже деньги. С учетом таможни, ввозной пошлины и всех вытекающих это будет очень ощутимая сумма. Даже самые доступные электромобили сейчас не стали по-настоящему дешевыми, если говорить о чем-то качественном.
Сейчас рынок электромобилей активно растет, но даже в таком виде доля «электричек» в стране очень маленькая. Как думаешь, отменят ли льготы для электроводов в ближайшее время, или конец еще не близко?
Может, если эти меры отменят, то через год я куплю Alfa Romeo Giulia и вернусь обратно к «бензиновой» жизни. Преимуществ относительно ДВС в таком случае останется совсем немного, и Россия точно будет одной из последних стран, которые введут запреты на обычные машины с двигателями внутреннего сгорания.
Но это решение в плоскости не столько экономики, столько политики. Доля таких машин в России действительно низкая, и льготы на них государственный бюджет травмируют несильно. Смысла в отмене бесплатных парковок и проезда меньше, чем возможных негативных последствий и хейта от владельцев электромобилей.
Думаю, отменять в ближайшее время ничего не будут. Это пиар-выгода, прикольная «зеленая» повестка. К тому же, в РФ сейчас активно развивают проекты собственных электромобилей наподобие Москвича 3е и Evolute, и поддерживать их соответствующими законами очень удобно.