История автомобилей Jaguar: почему будущее за этим брендом
Спортивные ласточки
При упоминании бренда Jaguar на ум первым делом приходят роскошные седаны, мощные купе и элегантные кабриолеты. А с недавних пор — еще и кроссоверы (в том числе электрические). В историю британской марки вписано немало славных страниц.
Так история Jaguar началась в 1922 году, когда в небольшом городке Блэкпул друзья Уильям Уолмсли и Уильям Лайонс основали компанию, которая должна была заниматься производством колясок для мотоциклов под маркой Swallow Sidecars. Но их производство оказалось нерентабельным и скоро компания начала выпуск кузовов для Austin Seven и других автомобилей. Уровень компетенции рос и уже в 1931 году на лондонском автосалоне публике представили первый автомобиль компании — SS I. Ажиотаж был огромный! По версии Британского журнала «The Motor», SS One признали красивейшим спортивным автомобилем в мире. Прямо на выставке начали прием заказов, которых оказалось так много, что выпуск моделей на сторонних шасси свернули и сосредоточились на выпуске своих моделей. В 1935 году Уильям Лайонс переименовал компанию в Jaguar и начался новый виток развития.
Компания Jaguar всегда производила автомобили, которые если и не всегда опережали свое время, то точно обгоняли своих конкурентов. Одной из знаковых моделей была двудверка Jaguar XK120 (1948 года), ставшая самым быстрым серийным автомобилем тех лет. В 1961 году ряды «ягуаров» пополнил великий и прекрасный Jaguar E-Type. Этот спорткар с буквально распластанным над землей корпусом и 265-сильным мотором развивал «максималку» свыше 240 км/час. Но настоящим подарком для поклонников компании стал суперкар Jaguar XJ220, чей низкий клиновидный корпус вмещал в себя мотор мощностью 549 л.с. и развивал скорость в 349 км/час.
Новые времена
Последние десятилетия мировые автопроизводители стали выпускать все меньше ярких, стильных автомобилей со спортивным характером. Подчиняясь законам маркетинга, компании создают все более похожие модели, чтобы удовлетворить все более общие вкусы. Побочным эффектом современной эры компьютерного дизайна стали многомилионные тиражи скучных и удивительно схожих автомобилей. Большинство моделей потеряло свою индивидуальность, если мы говорим о дизайне.
Все эти годы Jaguar изменялся вместе со всем миром, и продолжает изменяться сейчас, учитывая новые реалии, однако при этом он сохраняет верность своей философии, Британии, породе стилю и удовольствию за рулем.
Сейчас акцент делается на кроссоверах семейства PACE (модели F-PACE, E-PACE и I-PACE), в которых слились воедино спортивные традиции марки, достоинства полного привода и системы искусственного интеллекта. Слово «PACE» в переводе означает спортивный термин, обозначающий время прохождения дистанции или круга, поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый из троицы обладает отточенной управляемостью и потрясающей динамикой. ДНК бренда прослеживается в высоком качестве работы, шикарной отделке, большом проценте именно ручной работы, которая гарантирует высокий результат сборки и отделки.
Базу для нового семейства кроссоверов заложили в 2013 году в концепт-каре Jaguar C-X17. Руководство компании решило сделать ставку на на легкие, высотехнологичные, скоростные автомобили с прекрасной аэродинамикой, которые могли бы занять нишу на стыке сегментов споркаров и внедорожников. Свою роль сыграла новая уникальная алюминиевая платформа iQ(AI), самостоятельно разработанная инженерами компании.
PACE-революция
Поворотным моментом в истории Jaguar стало превращение концепта C-X17 в серийный кроссовер F-PACE в 2015 году, ставший первым SUV марки. При этом в облике новинки прослеживалось фамильное сходство с Jaguar F-TYPE. Однако передовой дизайн был лишь частью уникального проекта. Главным преимуществом F-PACE была максимально облегченная конструкция, ведь кузов его на 80% состоял из алюминия, а также композитных материалов и высокопрочной стали. Не забыли и про передовую электронную начинку — от различных систем безопасности и помощи водителю до лазерного проекционного дисплея (HUD), виртуальной приборной панели и премиальной мультимедийной системы InControl Touch Pro.
Два года спустя компанию «старшему брату» составил кроссовер Jaguar E-PACE. Он оказался самым компактным среди всех кроссоверов бренда. Он сразу произвел на публику огромное впечатление. И это неудивительно, ведь резкий скос крыши и контур боковых окон отсылал к спортивному прошлому марки. Да и сам он своей плавностью обводов неуловимо напоминал легендарный F-TYPE. Основной фишкой новичка стала переднеприводная платформа с поперечным расположением двигателя, что при использовании полного привода обеспечивает драйверский характер кроссовера. Важный момент: кроссовер оснащен электронной надстройкой, подтормаживающей колеса, которые теряют дорожной сцепление. В результате, автомобиль гораздо лучше заныривает в крутой поворот. Версии с самыми мощными двигателями оснащают системой Active Driveline, которая помогает еще спокойнее проходить самые крутые повороты, невзирая на скользкое дорожное покрытие.
И при этом водитель понимает, что интерьер E-PACE по уровню и качеству отделки не уступает старшим моделям бренда. И, кроме того, он всеми колесами устремился в новую цифровую эпоху и стал одним из самых технологически продвинутых авто среди одноклассников. Несколько USB-разъемов для подзарядки, розетки на 12 вольт, точка доступа 4G Wi-Fi, которая способна раздавать пассажирам высокоскоростной интернет. Что еще нужно современным молодым людям, которым необходимо постоянно быть в курсе событий, происходящих в мире, и вносить в него свой вклад. Есть, разумеется, и медиасистема с голосовым управлением, электропривод пятой двери с «виртуальной педалью», адаптивные фары, «автопарковщик» и многое другое.
Электрокар I-PACE стал завершающим в этой тройке лидеров сегмента кроссоверов. Электрический привод дал возможность инженерам поработать с пропорциями автомобиля, чтобы обеспечить высокую аэродинамичность его корпуса. В обтекаемой внешности I-PACE прослеживаются черты потрясающего суперкара Jaguar C–X75, который так и не пошел в серию, к огорчению всех поклонников марки. Новичок выглядит крайне самоуверенно и дерзко — возможно из-за прижатого к земле силуэта с обрубленной кормой и сдвинутой вперед кабиной.
В очень просторном салоне (благодаря компоновке электромоторов на осях) с комфортом размещаются пять человек. В нем царят высокие технологии, стильный шик отделки и настоящий спортивный дух. Инноваций более чем хватает. Так стекло панорамной крыши поглощает ИК-лучи и солнцезащитные шторки больше не нужны. Специальная система навигации способно в режиме реального времени просчитывать оптимальный маршрут с учетом большого количества факторов (плотности траффика, ветра и даже наличия по дороге станций подзарядки).
В качестве силовой установки в I-PACE используются два электромотора (по одному на ось). Мощная аккумуляторная батарея гарантирует рекордный для этого сегмента пробег — на уровне 470 км. При этом с помощью фирменной «быстрой» зарядки вы сможете «заправить» автомобиль на 80% всего за 40 минут.
Недавно было объявлено, что с 2025 года компания в рамках стратегии Reimagine полностью переходит на электрические двигатели, а к 2039 году JLR собирается производить только автомобили с нулевыми вредными выбросами в атмосферу.