Microsoft прекращает поддерживать лицензии в России: что делать пользователям?
Компания Microsoft начала рассылать клиентам из России уведомления о том, что после 30 сентября у них больше не будет возможности продлить подписку. По информации Forbes, в корпорации также заявили о приостановке запуска новых продуктов и прочих аспектов деятельности в РФ из-за санкционного режима.
Первые сообщения о том, что Microsoft прекратит оказывать услуги российским клиентам, появились еще в марте 2022 года. Впоследствии президент корпорации Брэд Смит заявил, что разработчик планирует сокращать бизнес в стране, пока от него «ничего не останется». Тем не менее весной 2023-го российские представительства международных компаний и юридические лица, которые не попали под санкции, стали получать от Microsoft предложения продлить лицензию на ее продукты.
Сегодня софтом этого производителя продолжают пользоваться порядка 70-90% российских клиентов, сообщил директор по продуктам компании «Мой офис» Евгений Фенюшин. Похожие данные приводит источник Forbes в IT-отрасли: по его оценкам, речь идет о 80%.
Что ждет пользователей?
Эксперты в целом оценивают решение Microsoft как негативное для потребителей из РФ. Руководитель направления перспективных исследований ГК «Астра» Роман Мылицын отметил, что некоторые корпоративные клиенты уже сталкиваются с проблемами — например, из-за невозможности установить обновления, в которых компания устранила уязвимости или ошибки. Впоследствии это может привести к росту числа кибератак на необновляемые системы. «Для рядовых пользователей это, может, не так важно, но для организаций — критичный момент», — считает Мылицын.
Эксперт также полагает, что затруднения вызовет процесс импортозамещения западных продуктов. Проблема кроется не столько в переходе на другую операционную систему, сколько в поиске совместимого ПО с аналогичным функционалом.
С этим мнением согласен архитектор IT-инфраструктуры практики «Стратегия трансформации» компании «Рексофт Консалтинг» Александр Черный. Он отмечает, что существуют проблемы с совместимостью форматов файлов, подготовленных в приложениях Microsoft, с отечественными сервисами. В итоге пользователям придется перестраивать бизнес-процессы и привыкать к новым интерфейсам, а IT-специалистам — формировать новую, импортозамещенную инфраструктуру, на которую придется перевести клиентов.
Есть ли альтернативы?
Хотя продукты Microsoft распространены в России больше остальных, у клиентов из РФ есть альтернативы. По словам Игоря Михайлова, специалиста Лаборатории компьютерной криминалистики F.A.С.С.T., многие компании — особенно государственные — уже несколько лет занимаются переводом пользователей на отечественные сервисы.
А председатель совета директоров «Базальт СПО» Алексей Смирнов выделяет несколько отечественных программных решений, которые уже активно применяются в некоторых государственных учреждениях:
- ОС «Альт»;
- ОС «РедОС»;
- «Астра»;
- «РОСА».
По информации, приведенной Смирновым, только в 2022 году операционную систему «Альт» установили на 300 тысяч компьютеров. Это связано с тем, что «грамотные организации» уже расценивают использование зарубежного ПО как операционные риски и стараются их минимизировать.
К слову, в апреле Microsoft прекратила гарантийное обслуживание консолей Xbox в России. Узнайте, куда обращаться в случае поломки приставки.