Что известно о блокировке импорта бытовой техники в Россию: ретейлеры прояснили ситуацию
Несмотря на активизацию механизма параллельного импорта в России, крупные производители бытовой техники, такие как Electrolux, Tefal и Braun, начали блокировать поставки своих товаров в страну этим путем. Согласно информации, опубликованной в «Коммерсанте», эти компании включают в контракты с иностранными партнерами пункты, запрещающие реэкспорт в Россию, и предпринимают меры против размещения своих товаров на российских маркетплейсах.
Шведская группа Electrolux, владеющая также брендами Zanussi и AEG, уже с февраля 2022 года ограничила доступ к своей продукции для российских потребителей. Главный исполнительный директор «М.Видео-Эльдорадо» Сергей Ли подчеркнул, что компания активно следит за тем, чтобы ее продукция не попадала на российский рынок через параллельный импорт.
«Electrolux Group тщательно следит, чтобы товары ее брендов в Россию не попадали», — рассказывал Ли ранее на этой неделе изданию ComNews.
Аналогичную позицию занимает Groupe SEB, производящая товары под брендами Tefal, Braun и Rowenta.
«Компания стремится сохранить контроль над дистрибуцией своей продукции и избегать ассоциаций с несанкционированными каналами поставок», — заявил управляющий директор департамента «Крупная бытовая техника» «Марвел-Дистрибуции» Дмитрий Левин.
В то же время коммерческий директор «М.Видео-Эльдорадо» Олег Муравьев отметил рост доли новых брендов на российском рынке, особенно из Китая, Турции и стран ЕАЭС, что является следствием сокращения присутствия традиционных западных производителей.
«Этот тренд подтверждает адаптацию рынка к новым условиям и поиск альтернативных источников поставок», — отметил Муравьев.
Electrolux, как и многие другие западные компании, приостановила свою деятельность в России вслед за началом военной операции на Украине. Российский сегмент бизнеса был продан местному менеджменту, который запустил собственный бренд Vard.
С одной стороны, ситуация продемонстрировала изменения на рынке, когда местные игроки пытаются занять освободившиеся ниши. С другой, из-за действий популярных иностранных брендов российские ретейлеры сталкиваются с трудностями при попытке заполнить ассортимент их продукцией. По словам директора департамента бытовой электроники OCS Distribution Владислава Бородина, эта практика началась еще в 2022 году.
«Иностранные бренды подписывают с партнерами в других странах, где представлены официально, мораторий на реэкспорт товаров в Россию. Еще в 2022 году часть брендов проводила проверки и штрафовала нарушителей этого моратория», — сообщил Бородин.
Сам механизм параллельного импорта заработал в России также в 2022 году. Как тогда объясняли в Минпромторге, эта мера была направлена на ввоз оригинальных товаров через альтернативные каналы поставок. Тогда в список вошла товары сотен иностранных брендов, которые покинули российский рынок и прекратили поставки своей продукции в страну. В 2023 издание «Ведомости» сообщило, что объем параллельного импорта за два года составил 70 миллиардов долларов.
Ранее появилась информация, что магазины LG, Bosch и Sony в России готовятся к закрытию из-за остановки зарубежных поставок в страну. На месте закрытых магазинов будут открываться точки продаж турецких и китайских брендов.