ЦБ не стал повышать ключевую ставку: что будет с ценами на машины
На заседании Центрального банка было принято решение оставить ключевую ставку на уровне 21%.
Некоторые эксперты ранее прогнозировали, что ставка может вырасти до 23% и даже достигнуть 25%.
Перед этим регулятор увеличивал ставку четыре раза подряд, и последнее повышение — с 19% до рекордных 21% — состоялось в октябре.
Если бы Банк России вновь повысил ключевую ставку, это вынудило бы участников автомобильного рынка и кредитные организации адаптироваться к этому решению, что, в свою очередь, могло бы привести к повышению цен на автомобили и ухудшению их доступности для населения.
Как ключевая ставка влияет на автомобильный рынок
По мнению экспертов, ключевая ставка значительно влияет на российский авторынок, хотя это влияние не является прямым, а скорее опосредованным.
«Ключевая ставка и ее динамика оказывает влияние на всю экономику страны, на многие аспекты бизнеса. Но влияние это все же косвенное и отложенное», — отмечает директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова.
Кроме того, ее повышение приводит к снижению объема продаж автомобилей.
«Высокая ключевая ставка, и, тем более, ее рост, снижают уровень продаж машин. Это было заметно по динамике ноября, когда рынок сильно упал», — уточнил заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.
По словам Илариона Демчикова, директора по развитию ГК Альфа-Лизинг, сохранение ключевой ставки на нынешнем уровне можно рассматривать как положительный сигнал, поскольку индексация приводит к увеличению кредитных и лизинговых платежей — наиболее популярных способов приобретения автомобилей как для физических, так и для юридических лиц.
Генеральный директор ГК АВТОДОМ Андрей Ольховский отметил, что ключевая ставка — это лишь один из множества факторов, влияющих на объемы продаж автомобилей.
Что касается автокредитов, то ставка утильсбора оказывает значительное влияние на автокредитование.
После последнего повышения этого сбора выдача автокредитов в ноябре снизилась на 30,4% по сравнению с октябрем. В октябре было одобрено 119,2 тыс. заявок, а в ноябре — всего 82,9 тыс., согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
Для сравнения, в сентябре было выдано 170,2 тыс. автокредитов. В денежном эквиваленте объем выданных автокредитов в ноябре также упал на 33,5% по сравнению с октябрем, составив 110,1 млрд рублей.
В текущих экономических условиях кредиты становятся одной из ключевых мер поддержки отечественного авторынка: до 80% автомобилей сейчас приобретаются с использованием заемных средств.
«При высокой ключевой ставке кредиты получать сложнее, особенно заемщикам с долей кредитной нагрузки более 50%, — пояснил Ренат Тюктеев. — Помимо этого, при повышении ключевой ставки происходит рост кредитных ставок».
Эксперты единодушны в том, что банки будут стремиться удержать текущие условия автокредитования. По их мнению, бизнес уже приспособился к нынешней ключевой ставке, и только первый резкий рост стал шокирующим.