Спортпрототип Сарма 2 Evolute претендует на рекорд скорости, который держался почти 50 лет

Электрический болид показал свои возможности на фестивале автоспорта «Дни Скорости на Льду Байкала» 2024, который прошел в проливе Малое Море озера Байкал в Иркутской.
Спортпрототип Сарма 2 Evolute претендует на рекорд скорости, который держался почти 50 лет
Фото предоставлено пресс-службой

Что такое Сарма 2 Evolute?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это, без преувеличения, уникальный продукт, в создании которого принимали участие ведущие российские конструкторы. Прототип был построен с использованием компонентов от отечественных поставщиков, которые проходят испытания в составе российских электромобилей Evolute и будут применяться в серийном производстве этих электромобилей на заводе марки в Липецкой области в самой ближайшей перспективе.

Фото предоставлено пресс-службой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идейным вдохновителем проекта стал организатор фестиваля Андрей Леонтьев, также являющийся основателем команды LAV Racing. Масса прототипа Сарма 2 Evolute составила всего 750 кг. Создание трубчатой рамы и обвеса, как и вся сборка, происходили под руководством Станислава Лыжина – эксперта по постройке картинговых болидов и гоночной техники, который также отвечал за постройку первой версии болида САРМА. Сборка Сарма 2 Evolute осуществлялась в Волгограде силами конструктора Анатолия Шубина и его команды.

Одна из фишек Сарма 2 Evolute – постоянный полный привод, реализованный через карданный вал. Важно было создать такой вал, который бы не изменял центр тяжести болида, поэтому он состоит из нескольких элементов, огибающих кокпит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото предоставлено пресс-службой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аккумулятор прототипа разработан конструкторами и инженерами компании «Системы Автономной Энергии» (САЭ), которая ведёт тесное сотрудничество с Физико-Техническим институтом имени А.Ф. Иоффе. Сарма 2 Evolute получил комплект из двух тяговых батарей, расположенных симметрично вдоль левого и правого борта электромобиля. После коммутации система имеет следующие характеристики на выходе: номинальное напряжение – 350 В, номинальная ёмкость – 100 А·ч, номинальная энергия – 35 кВт·ч. Система способна поддерживать длительные высокие значения силы тока, достигающие 500 А, и отличается высокими показателями надежности, характерными для высоковольтных батарей, которые используются в электробусах и троллейбусах с автономным ходом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото предоставлено пресс-службой

Для удобства эксплуатации и обслуживания в кабину пилота была встроена собственная система мониторинга состояния батареи САЭ Remote, позволяющая отображать такие параметры, как уровень заряда, температура, напряжение и сила тока.

В компании поясняют, что для конкретного проекта требуется очень мощная батарея, но при этом не обязательна высокая емкость, так как основные требования к данному электромобилю – быстрый разгон и максимальная скорость. Плюс требуется максимально простое решение с точки зрения взаимодействия с остальными узлами, которое уже интегрировалось в существующую силовую электрическую систему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что касается электропривода, то он был реализован компанией «Приводная техника». Его особенность заключается в том, что он может работать в большом диапазоне нагрузок и тем самым быть применимым на различных классах электромобиля. Также он имеет отличные массогабаритные характеристики и высокую удельную мощность.

Фото предоставлено пресс-службой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В качестве силовой установки используется синхронный электродвигатель с постоянными магнитами, в состав которого входят мотор, редуктор и силовой инвертор. Электропривод EDM-60/120 расположен продольно и обладает номинальной мощностью 60 кВт, а его пиковая мощность достигает 120 кВт. В результате, мотор выдает 14 000 об/мин.

Директор Департамента электротранспорта НТЦ «Приводная Техника» Антон Пашигорев отмечает важность создания и обкатки спортпрототипов: «Командная работа даёт возможность отработать все нюансы калибровки электродвигателя с другими компонентами и демонстрирует нашу экспертизу. Кроме того, благодаря рекордным заездам, мы можем понять максимум, который на практике выдает наш электропривод. Мы на деле проверяем характеристики мотора, программно увеличиваем его предел. И этот результат мы применяем в наших серийных изделиях для клиентов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Попытка установления рекорда скорости

Фото предоставлено пресс-службой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В заезде на 1 километр с хода за рулем Сарма 2 Evolute выступила Анастасия Нифонтова – известная российская авто и мотогонщица, мастер спорта международного класса по мотоциклетному спорту, кандидат в мастера спорта по автомобильному спорту. А также, в заезде на 1 км с места за рулем болида выступал один из создателей прототипа — Станислав Лыжин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В гонке с ходу на дистанцию в 1 км Сарма 2 Evolute продемонстрировал максимальную среднюю скорость 186,248 км/ч, что выше чем существующий рекорд в классе, который составлял 161,700 км/ч. Во время заезда были использованы стандартные шипованные шины Ikon Tyres Nordman 8 от российского производителя Ikon Tyres, специализирующегося на создании зимней резины для сложных климатических условий.

Фото предоставлено пресс-службой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В компании LAV Production, отвечающей за проведения фестиваля, отмечают, что Анастасия Нифонтова сумела реализовать задумку создателей электрического болида – Станислава Лыжина и Анатолия Шубина. Таким образом, Сарма 2 Evolute претендует на то, чтобы побить рекорд 1977 года в классе А-VIII-2 (специально подготовленные электромобили массой от 500 до 1000 кг), который держался 47 лет.

Зафиксированные данные будут переданы в Российскую автомобильную федерацию (РАФ) для рассмотрения на Совете по спорту и последующего утверждения рекордов.