Спортпрототип Сарма 2 Evolute претендует на рекорд скорости, который держался почти 50 лет
Что такое Сарма 2 Evolute?
Это, без преувеличения, уникальный продукт, в создании которого принимали участие ведущие российские конструкторы. Прототип был построен с использованием компонентов от отечественных поставщиков, которые проходят испытания в составе российских электромобилей Evolute и будут применяться в серийном производстве этих электромобилей на заводе марки в Липецкой области в самой ближайшей перспективе.
Идейным вдохновителем проекта стал организатор фестиваля Андрей Леонтьев, также являющийся основателем команды LAV Racing. Масса прототипа Сарма 2 Evolute составила всего 750 кг. Создание трубчатой рамы и обвеса, как и вся сборка, происходили под руководством Станислава Лыжина – эксперта по постройке картинговых болидов и гоночной техники, который также отвечал за постройку первой версии болида САРМА. Сборка Сарма 2 Evolute осуществлялась в Волгограде силами конструктора Анатолия Шубина и его команды.
Одна из фишек Сарма 2 Evolute – постоянный полный привод, реализованный через карданный вал. Важно было создать такой вал, который бы не изменял центр тяжести болида, поэтому он состоит из нескольких элементов, огибающих кокпит.
Аккумулятор прототипа разработан конструкторами и инженерами компании «Системы Автономной Энергии» (САЭ), которая ведёт тесное сотрудничество с Физико-Техническим институтом имени А.Ф. Иоффе. Сарма 2 Evolute получил комплект из двух тяговых батарей, расположенных симметрично вдоль левого и правого борта электромобиля. После коммутации система имеет следующие характеристики на выходе: номинальное напряжение – 350 В, номинальная ёмкость – 100 А·ч, номинальная энергия – 35 кВт·ч. Система способна поддерживать длительные высокие значения силы тока, достигающие 500 А, и отличается высокими показателями надежности, характерными для высоковольтных батарей, которые используются в электробусах и троллейбусах с автономным ходом.
Для удобства эксплуатации и обслуживания в кабину пилота была встроена собственная система мониторинга состояния батареи САЭ Remote, позволяющая отображать такие параметры, как уровень заряда, температура, напряжение и сила тока.
В компании поясняют, что для конкретного проекта требуется очень мощная батарея, но при этом не обязательна высокая емкость, так как основные требования к данному электромобилю – быстрый разгон и максимальная скорость. Плюс требуется максимально простое решение с точки зрения взаимодействия с остальными узлами, которое уже интегрировалось в существующую силовую электрическую систему.
Что касается электропривода, то он был реализован компанией «Приводная техника». Его особенность заключается в том, что он может работать в большом диапазоне нагрузок и тем самым быть применимым на различных классах электромобиля. Также он имеет отличные массогабаритные характеристики и высокую удельную мощность.
В качестве силовой установки используется синхронный электродвигатель с постоянными магнитами, в состав которого входят мотор, редуктор и силовой инвертор. Электропривод EDM-60/120 расположен продольно и обладает номинальной мощностью 60 кВт, а его пиковая мощность достигает 120 кВт. В результате, мотор выдает 14 000 об/мин.
Директор Департамента электротранспорта НТЦ «Приводная Техника» Антон Пашигорев отмечает важность создания и обкатки спортпрототипов: «Командная работа даёт возможность отработать все нюансы калибровки электродвигателя с другими компонентами и демонстрирует нашу экспертизу. Кроме того, благодаря рекордным заездам, мы можем понять максимум, который на практике выдает наш электропривод. Мы на деле проверяем характеристики мотора, программно увеличиваем его предел. И этот результат мы применяем в наших серийных изделиях для клиентов».
Попытка установления рекорда скорости
В заезде на 1 километр с хода за рулем Сарма 2 Evolute выступила Анастасия Нифонтова – известная российская авто и мотогонщица, мастер спорта международного класса по мотоциклетному спорту, кандидат в мастера спорта по автомобильному спорту. А также, в заезде на 1 км с места за рулем болида выступал один из создателей прототипа — Станислав Лыжин.
В гонке с ходу на дистанцию в 1 км Сарма 2 Evolute продемонстрировал максимальную среднюю скорость 186,248 км/ч, что выше чем существующий рекорд в классе, который составлял 161,700 км/ч. Во время заезда были использованы стандартные шипованные шины Ikon Tyres Nordman 8 от российского производителя Ikon Tyres, специализирующегося на создании зимней резины для сложных климатических условий.
В компании LAV Production, отвечающей за проведения фестиваля, отмечают, что Анастасия Нифонтова сумела реализовать задумку создателей электрического болида – Станислава Лыжина и Анатолия Шубина. Таким образом, Сарма 2 Evolute претендует на то, чтобы побить рекорд 1977 года в классе А-VIII-2 (специально подготовленные электромобили массой от 500 до 1000 кг), который держался 47 лет.
Зафиксированные данные будут переданы в Российскую автомобильную федерацию (РАФ) для рассмотрения на Совете по спорту и последующего утверждения рекордов.