Как выглядит современный бронепоезд и чем занимаются железнодорожные войска
Для чего нужны железнодорожные войска?
Такой род войск обслуживают железные дороги, по которым осуществляются воинские перевозки. В их ведении может находиться как строительство путей, так и их восстановление, возведение всевозможных заграждений, минирование и разминирование, разведка.
Когда появились железнодорожные войска?
Прообразом современных войск были роты, сформированные еще Николаем I в 1851 году. Они использовались для охраны и ремонта железной дороги, связывающей Москву и Петербург (она называлась Николаевской).
Всего в первых ж\д войсках числилось более 4000 человек (17 рот). Затем они вошли в состав инженерных, принимали активное участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в Русско-японской 1904-1905 годов, и в Первой мировой войне.
В 1918 году такие войска появились и в Красной Армии. И конечно, они внесли огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне, когда общими усилиями железнодорожных войск было восстановлено более 120 тыс. км путей.
Самые опасные поезда
Кроме рот, обслуживающих пути, в железнодорожные войска входят и, собственно, поезда... только совершенно необычные.
БП-1
Классические бронепоезда состоят из бронированного локомотива, нескольких броневагонов, в которых размещается всевозможное вооружение (стрелковое, артиллерийское и зенитное), открытых площадок для перевозки танков, а также десантных вагонов, которые могут перевозить пехотные группы.
Таким был советский БП-1. Этот бронепоезд по сути состоял из нескольких мини-бронепоездов, так называемых «бронелетучек» или БТЛ-1. Они включали и открытые платформы, на которых перевозились либо танки, либо железнодорожные бронетранспортеры, например, БТР-40жд. Кроме того, в составе поезда были и дополнительные бронированные вагоны-поддержки с мотострелковыми войсками.
«Волга», крепость на рельсах
Недавно Минобороны продемонстрировала работу своего новейшего бронепоезда «Волга». Изначально он предназначен для разведки, разминирования и, если потребуется, восстановления путей, но способен и стать грозным оружием.
Поезд укомплектован сдвоенной 23-мм зенитной установкой, а из его защищенных 10-мм (а иногда и 20 мм) бронелистами вагонов могут вести огонь как пулеметчики, так и снайперы.
БЖРК
В советское время по ж\д путям курсировали и так называемые Боевые железнодорожные ракетные комплексы, которые причислялись не к железнодорожным, а к ракетным войскам стратегического назначения. Дело было в «начинке». Такие поезда были небронированными, но могли представлять куда большую опасность, потому что несли на себе ядерные боеголовки. БЖРК были укомплектованы Межконтинентальными баллистическими ракетами РС-22.
На вооружении советской армии стояло 12 БЖРК с кодовым именем «Молодец», но затем в рамках политики разоружения почти все они были уничтожены. Два оставшихся передали в музеи.
Читайте также: