Могут ли забрать внедорожник в случае мобилизации на нужды армии?
В советское время такой закон действительно существовал: система мобилизации автотранспорта СССР учитывала все автомобили без исключения, как находившиеся на балансе народного хозяйства, так и личные машины. Причем полноприводные авто, в том числе и «Нива», прописывались особой строкой, и без справки из военкомата советский джип было невозможно поставить на учет в ГАИ. Соответственно, в случае военного положения на фронт отправились бы и дедушкин «Нивас», и представительская «Волга» директора рыбозавода.
В каком случае автомобиль могут забрать?
«Сегодня, согласно приказу о транспортных средствах, изданному Министерством обороны РФ от 2014 года, в случае войны немедленной мобилизации подлежит так называемая коммерческая техника: автобусы, грузовики, прицепы, тракторы и другие колесные друзья человека, — объясняет адвокат Александр Арутюнов. — Однако Минобороны опубликовало проект поправок к приказу — теперь в список мобилизуемых транспортных средств включены и легковые автомобили».
Но это, разумеется, не значит, что любой патруль ВАИ может вдруг тормознуть вас на трассе и забрать наполированный «крузак» для собственных армейских нужд.
Кроме того, в проекте указывается, что реквизиция автомобилей будет проводиться в исключительных случаях: допустим, во время военных действий решено сформировать несколько новых воинских частей или соединений, для чего срочно нужно энное количество машин. При этом автомобили у населения будут забирать на время — цитируя ведомство, «до прибытия транспортных средств, предназначенных для укомплектования».
Какие именно автомобили в данный момент нужнее армии, решит Минобороны, руководствуясь текущей обстановкой. При этом явное предпочтение отдается российским внедорожникам — в бланках ведомства для учета транспорта упоминаются УАЗ-3163 «Патриот», УАЗ-469, УАЗ-3151 и УАЗ-2966.
Вернут ли машину?
Во всяком случае должны — и это подтвердит специальный документ, который вам выдадут военные в случае мобилизации автомобиля. Другое дело, что во время боевых действий ваше транспортное средство с большой вероятностью изрешетят пулями и ухайдокают на разбитых дорогах всю подвеску. Но в этом случае вам не придется восстанавливать машину за свой счет — государство обязуется компенсировать убытки.
«При этом собственник автомобиля в случае несогласия с оценкой стоимости ущерба имеет право оспорить ее в суде, — объясняет Александр Арутюнов. — Как видите, закон обставляет реквизицию рядом положений, гарантирующих соблюдение прав собственника».
Если же вы ни под каким видом не желаете передавать свой автомобиль военным даже в случае войны, у вас есть два варианта. Можно пройти сложную и муторную процедуру отказа от российского гражданства — как известно, иностранцы и лица без гражданства освобождаются от воинской повинности. Ну или же пересесть на мотоцикл, велосипед, скутер или электросамокат — до формирования электросамокатных батальонов, скорее всего, дело не дойдет.
В проекте поправок четко сказано: мобилизация личного автотранспорта может начаться только в случае объявления в стране военного положения. Оно вводится только в случае внешней агрессии или угрозы нападения иностранного государства.