Сможет ли кузов из нержавеющей стали существовать вечно?
Кузов — это главная деталь в автомобиле, потому что все остальное так или иначе крепится к нему, и часто кузовной ремонт по сложности и затратам можно приравнять к капремонту двигателя. Сгнил кузов — машина фактически отправляется в утиль. А можно ли сделать кузов долговечным?
Pixabay
Теоретически кузов из нержавеющей стали сделать можно, и даже есть исторические примеры таких попыток:
- DeLorean DMC-12. Кузов этого футуристичного авто выполнен из стеклопластика, который облицован тонкими деталями из нержавеющей стали. Целиком делать кузов из нержавейки не стали, потому что в таком случае машина получилась бы слишком тяжелой, а задача была иная — создать легкий и быстрый болид. Машины производились в 98-1982 годы, из примерно 9000 выпущенных экземпляров до сих пор ездят около 6500.
- Ford. Компания впервые выпустила штучной партией свой автомобиль Deluxe Sedan 1936 года с кузовом из нержавеющей стали. Сделано это было в маркетинговых целях совместно с металлургической компанией Allegheny Ludlum Inc. Все 6 машин ездили по дорогам и накатали по 300 тысяч километров. Дожили до наших дней 4 из них. А спустя несколько десятилетий были сделаны из нержавейки два Thunderbird и три кабриолета Lincoln Continental 1967. Все эти машины до сих пор целы и выглядят точно так же, как при сходе с конвейера.
Однако нержавеющая сталь — не вечный металл, как золото. Она вполне может испытывать воздействие коррозии и разрушаться с течением времени, только выглядеть это будет несколько иначе, по сравнению с обычно конструкционной сталью. Хорошая сохранность исторических машин из нержавейки обусловлена тем, что они хранятся в музейных условиях. Стоять в музее больше 100 лет может и обычный авто.
Но массовое производство машин с кузовом из нержавеющей стали сложно осуществить по нескольким причинам:
- Хром и никель. Эти легирующие добавки в сталь и делают ее нержавеющей, при этом хрома, никеля и других добавок (марганец, молибден, вольфрам) требуется до 30 процентов в совокупности. Для тысячных тиражей кузовов промышленность не может добыть столько материала. А если все машины будут из нержавейки, то использование вторичного сырья будет ограничено: все же машины будут вечными. Получится буквально 1 цикл производства, после чего выпуск прекратится, а предприятия закроются.
- Стоимость. Нержавеющая сталь примерно в 2 раза дороже, чем обычная углеродистая. Это значит, что сырье для производства кузова окажет сильное влияние на конечную стоимость автомобиля. Может оказаться, что такие автомобили будут просто не востребованы, потому что мир уже привык к относительно дешевым автомобилям, которые можно менять каждые 3 года. И конкуренцию с производством авто из обычной стали на нынешнем этапе истории вряд ли можно выиграть.
- Обработка. Нержавейку довольно тяжело обрабатывать, такие же плавные линии и обводы кузова из нее вряд ли получатся, как это возможно делать из обычной стали. Штампы должны быть изготовлены из более прочных материалов, а прессы придется использовать с большей нагрузкой. Это означает еще более увеличение издержек на этапе производства.
- Дизайн. По вышеуказанной причине многим элементам кузова придется придавать упрощенную форму. Не зря ведь Tesla Cybertruck, которая выполнена из нержавеющей стали, имеет простые угловатые и даже грубые рубленые формы. Спустя какое-то время после начала производства все нержавеющие машины окажутся одинаковыми внешне, а это скучно. Популярность таких невзрачных машин, которые окажутся еще и вечными, может быстро улетучиться.
- Усталость металла. Обычная сталь действительно уступает нержавеющей по прочности, но это не значит, что нержавейка не может портиться, трескаться, крошиться. Усталость металл тоже никто не отменял, и кузовной ремонт машины из нержавейки может оказаться таким сложным и дорогим занятием, что это может полностью перечеркнуть всю идею о целесообразности этого процесса.