Ту-144 и «Конкорд»: куда пропали сверхзвуковые пассажирские самолеты?

История этих авиалайнеров началась как прорыв в авиационной промышленности, однако сейчас эти легенды» остались не у дел.
Ту-144 и «Конкорд»: куда пропали сверхзвуковые пассажирские самолеты?
Pixabay
Сверхзвуковые пассажирские самолеты летают почти в три раза быстрее обычных авиалайнеров.
Содержание статьи

Зачем нужна такая скорость

Идея сделать пассажирские лайнеры сверхзвуковыми родилась в 50-х годах прошлого века вместе с появлением аналогичных истребителей. Сверхзвуковая скорость должна была помочь лайнерам преодолевать гораздо большие расстояния при меньшем расходе топлива.

Средняя крейсерская скорость (скорость непосредственно полета) пассажирского самолета достигает 920 км\ч. Скорость сверхзвуковых самолетов может превышать 2100 км\ч.

Увеличенная скорость должна была заметно сократить расходы авиакомпаний – в перспективе им потребовалось бы меньше самолетов, меньше персонала и, соответственно, меньше трат на техобслуживание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изначально проекты сверхзвуковых лайнеров были в разработке у четырех стран – объединивших усилия Франции и Великобритании, России и США, но в итоге Америка от задумки отказалась и единственными сверхзвуковыми лайнерами, которые занимались перевозкой пассажиров, стали советский ТУ-144 и французско-британский «Конкорд».

Сверхзвуковой Туполев

Испытания

Ту-144 стал первым сверхзвуковым пассажирским самолетом, совершившим испытательный полет. Это случилось в 1968 году. Работы по проекту ускорили в срочном порядке после того, как в 1967 году на выставке был представлен первый «Конкорд». В итоге советский авиапром успел выпустить свою сверхзвуковую птичку в небо раньше западных оппонентов. Первый полет длился 37 минут и прошел успешно. Кстати, ради экспериментального полета в кабине были установлены катапультирующиеся кресла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй вылет «тушки» стал историческим: лайнер смог преодолеть звуковой скоростной барьер. Это произошло на высоте 16 300 метров, а скорость лайнера при этом составляла целых 2150 км\ч. По итогам экспериментальных полетов модель усовершенствовали и «выпустили» в небо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сборка Ту-144.
Сборка Ту-144.
ПАО «Туполев»
Усовершенствованная версия Ту-144 вмещает до 150 пассажиров. Первый коммерческий рейс сверхзвукового лайнера состоялся в 1975 году, последний – в 1978 году. За это время было построено 16 самолетов и совершено 55 пассажирских рейса.

Трагическая судьба

В истории Ту-144 было два трагических момента, две катастрофы, после которых проект был заморожен на неопределенный срок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая случилась на авиасалоне в Ле-Бурже, когда взлетевший лайнер разрушился в воздухе. Обломки упали на жилой квартал, погубив весь экипаж (на тот момент – 14 человек) и 8 человек на земле. Позже лайнер снабдили новым, улучшенным типом двигателя, но во время испытаний в Подмосковье он загорелся в воздухе. Самолет посадили, но из-за пожара на борту двое членов экипажа погибли. Тогда и было принято решение проект закрыть.

Европейский сверхзвуковой

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый полет

Работы над проектом сверхзвукового пассажирского самолета Франция и Великобритания начали совместно в середине прошлого века. В 1969 году «Конкорд» совершил свой первый демонстрационный полет. Правда, на тот момент это были лишь 27 минут в небе со скоростью 500 км\ч. Звуковой барьер лайнер преодолел чуть позже в том же году, а приблизиться к показателям «Туполева» смог к 1974 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Конкорд» в небе.
«Конкорд» в небе.
Pixabay
Коммерческие полеты «Конкорда» длились дольше, чем у Ту-144. Они начались в 1976 году и завершились в 2003-м. Такие лайнеры находились в парке лишь двух компаний – British Airways и Air France. В общей сложности 14 самолетов за время эксплуатации перевезли около 3 млн человек.

Взлет и падение

Появившись «Конкорд» стал очень популярен: его практически сразу заказали чуть ли не все крупные международные авиалинии – American Airlines, Lufthansa, бельгийская Sabena, австралийская Qantas, японская JAL и другие. Однако вскоре все они отозвали свои заказы – топливо дорожало, цены росли, а полеты же, напротив, стали прерогативой, скорее, среднего класса. К сожалению, его представители не всегда могли позволить себе летать дорогими сверхзвуковыми рейсами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начало конца

В 2000 году во время вылета сверхзвукового «Конкорда» из Парижа в Нью-Йорк повреждение шасси привело к возгоранию на борту. Оба двигателя лайнера вышли из строя и, не успев набрать высоту, он рухнул на небольшую гостиницу неподалеку от взлетно-посадочной полосы. Погибли все 100 пассажиров рейса, 9 членов экипажа и 4 человека на земле. После этого полеты суперлайнера были приостановлены примерно на год. Но даже после модификации поломки не прекратились и после нескольких инцидентов проект был закрыт уже окончательно.

У всех сверхзвуковых самолетов есть ряд недостатков. Не считая ужасного шума, который сопровождает лайнеры при взлете и во время ускорения в небе, их создание и обслуживание оказалось слишком дорогим. Это, в свою очередь, отразилось на цене билетов, а желающих лететь быстро, но с повышенным риском для жизни и за кругленькую сумму, оказалось немного.